Наверняка, вы хоть раз в жизни испытывали непреодолимую тоску прямо посреди музейного зала. Вы смотрите на экспонат, но будто не видите его, вам становится скучно, и непреодолимо тянет смотреть в окно или посидеть на бархатном пуфике. Если у вас бывало такое, значит, вы уже узнали на практике, что такое «музейная усталость».
Этот специальный термин ввёл в оборот руководитель художественного музея в Бостоне Бенджамин Гилман в 1916 году. «Музейная усталость», или “museum fatigue”, обозначает состояние изнеможения и перенасыщенности информацией, которое испытывают посетители музеев. Что примечательно, ни в одной другой области похожего термина не существует, несмотря на то, что скучно нам может стать и в библиотеке, и в театре, и в филармонии.
Почему же возникает «музейная усталость»? Дело в том, что многие традиционные музеи не только подавляют нас масштабом помещений и своих коллекций, но и не предназначены для комфортного времяпрепровождения. Вспомните своё последнее посещение крупного музея: в каждом ли зале были места для сиденья? Сколько раз вам пришлось нагибаться, чтобы прочесть информацию на этикетке к произведению? Достаточно ли крупным шрифтом была написана экспликация к выставке? Как часто бликующее стекло не давало вам рассмотреть картину?
Конечно, музеи меняются, но чем крупнее музей, тем медленнее и сложнее идёт этот процесс. Но главное, о чём мы хотим сказать: «музейная усталость» — это нормально. Не нужно ругать себя или думать, что вы недостаточно умны для понимания искусства. В действительности пройти всю экспозицию за раз, не устав от обилия информации, впечатлений и физических усилий, практически невозможно. Иногда следует ограничиться лишь тремя-четырьмя залами.