Конспектирую читаемые книги для лучшего осмысления. Пытаюсь понять сам и из сложного сделать простое для понимания другими. Присоединяйтесь, если вам это тоже будет интересно. Для связи: @alexander_motorov
Поделиться с друзьями:
ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ | НАССИМ ТАЛЕБ
...
Пролог. О птичьем оперении
1 | До открытия Австралии жители Старого Света были убеждены, что все лебеди — белые.
Хватило всего одного черного лебедя, чтобы перечеркнуть непоколебимое убеждение, аксиому, которой было не одна 1000 лет. В дальнейшем автор использует определение "Черный лебедь" для событий со следующими тремя признаками:
1. Аномально - из-за отсутствия предпосылок в прошлом.
2. Огромно по силе воздействия.
3. Создаёт ложное ощущение объяснимости и предсказуемости после того, как оно произошло. Так называемая — ретроспективная предсказуемость.
Ретроспектива - взгляд 👁️ в прошлое.
Озвучивается проблема нашей не способности предсказывать опираясь на имеющиеся у нас знания. Но куда важнее не это, а то, что мы слепо верим этим предсказаниям.
2 | То, что мы НЕ ЗНАЕМ, гораздо важнее, чем то, что мы ЗНАЕМ.
Отсюда совет - не следовать прилежно имеющимся знаниям, а больше экспериментировать в областях, в которых у нас нет соответствующих знаний. Делать ставку на антизнания. Тем самым Стараться ловить "счастливых черных лебедей" (тех, что дают положительный эффект).
Ставятся под сомнение все традиционные методы обучения. Т.к. они основаны на заучивании известного. Тогда как "черные лебеди" обитают в области неизвестного.
Мы не обучаемся тому, что мы не обучаемся
Это звучит алогично, но именно это нам предстоит понять.
3 | Мы не благодарны неизвестным героям
Такой парадокс, если чего-то не случается, то мы и не знаем, кого за это благодарить. Например, если бы кто-то, крайне прозорливый человек, смог убедить в необходимости принять соответствующие меры безопасности, дабы предотвратит события 11 сентября в Нью-Йорке, то они бы не случились. А значит, мы бы не могли оценить заслуги этого человека по достоинству. Зато ему, наверняка, приписали бы излишние расходы на безопасность, что отрицательно сыграло бы на его карьере. И если пример выше, это чистая фантазия, то задумайтесь о том, сколько людей влияющих на наши судьбы лишаются нашего признания, просто потому, что мы не видим этого влияния!
Все знают, что профилактике должно уделяться больше внимания, чем терапии, но мало кто благодарит за профилактику.
4 | Проблема гауссовой кривой
Многие социологии для прогнозирования будущего используют кривую нормального распределения (гауссову кривую), которая показывает закономерности исходя из массива усреднённых данных. То есть, анализируются часто повторяющиеся события, которые становятся "нормой". Но именно в этом автор видит главное заблуждение. По его мнению "норма" часто вообще не нужна, т.к. то, что становится переломным событием - это всегда редкие и экстремальные явления.
Можете ли вы оценить опасность, которую представляет преступник, наблюдая его поведение в течении обычного дня?
5 | Карта реальности, не есть сама реальность
Нашу склонность принимать за реальность наше представление о ней, автор называет - платонизмом. А место, где разрыв между нашими "заблуждениями" достигает максимума с фактической "реальностью", он называет - платонической складкой. Именно там и рождаются черные лебеди.
Это базовые понятия, с которыми предстоит иметь дело. Главная мысль автора - это то, что миром движет аномальное, неизвестное и маловероятное (с нашей обыденной точки зрения). А из-за прогресса и прироста информации, будущие события все менее предсказуемы.
#нассимталеб #нассимталеб_черныйлебедь
2019-09-23 12:01:20
АНОНС
В терминологии Нассима Талеба, Чёрный лебедь – это непредсказуемое и непрогнозируемое событие, переворачивающее и ломающее жизни миллионов людей. В своей уникальной книге, ниспровергающей основы традиционной науки, Талеб с блеском и юмором показывает, как «чернолебяжьи» события движут нашими судьбами и вселенной в целом и как человечество, особенно в лице всевозможных «экспертов», с преступным упорством игнорирует их.
За одно только последнее десятилетие человечество пережило ряд тяжелейших катастроф, потрясений и катаклизмов, не укладывающихся в рамках самых фантастических предсказаний. И чтобы преуспеть, надо быть к ним готовыми. Сразу после выхода этой книги, автор блестяще продемонстрировал свою «не-теорию» на практике: на фоне финансового кризиса компания Талеба заработала (а не потеряла) для инвесторов полмиллиарда долларов. Но его труд – не учебник по экономике. Это размышления незаурядного человека о жизни и о том, как найти в ней своё место.
#нассимталеб #нассимталеб_черныйлебедь
2019-09-19 12:01:07
Троица: Курпатов
...
Вместо заключения
1 | Основная мысль завершающей главы:
"В нас присутствуют все три типа мышления, но всегда доминирует какое-то одно. А было бы не плохо научиться пользоваться, одинаково эффективно, всеми тремя."
2 | Стул Винсента Ван Гога в разговоре центриста, конструктора и рефлектора
Разыгрывается сцена, когда центристу, конструктору и рефлектору предлагается оценить картину Винсента Ван Гога, на которой изображён стул. Ничего не клеится в их диалоге, пока у рефлектора не возникает идея воссоздать этот стул, разбогатеть и стать популярным, чтобы им все восхищались. А для этого ему нужен центрист, как человек, который способен организовать всех для реализации задуманного. Центрист только счастлив быть в центре такого коллектива. Но ему нужен конструктор, который заморочится над конструкцией и воссоздаст стул Ван Гога в реальности, не смотря на то, что сделать это будет не просто, из-за его диспропорций.
На таком примере нам демонстрируется то, как важно создавая команды, наполнять их людьми разного типа мышления. Тогда решения окажутся более детальными, проработанными и будут отражать большее количество аспектов изучаемого вопроса.
3 | Зачем нужна командная игра?
Будучи один, вы не в состоянии увидеть другие способы мышления - сборки реальности. Мыслим не мы, а наша ДСМ (дефолт система мозга). И если не сталкивать её с выводами другой-чужой ДСМ, то наша собственная будет бегать по замкнутому кругу, мысля так, как она привыкла, как умеет, а значит - однотипно.
Никто не может мыслить как-то по другому. Но "как-то по другому" мы можем найти в другом человеке. Иначе, мы все обречены на крысиные бега внутри нашей ДСМ.
Название книги содержит фразу - будь больше самого себя. Так вот, это возможно только в рамках социального общения. И пусть центрист, живущий в нас, поможет нам в этом. Переходите в чат и задавайте свои вопросы. Это позволит нам всем взглянуть на изучаемые темы с разных сторон.
КОНЕЦ
#курпатов #курпатов_троица
2019-09-18 12:01:02
Если вы читали книгу А.В. Курпатова – «Чертоги разума», другая книга, которая является предпосылкой к «Троице», то вам будет интересно и полезно серия фильмов об особенностях работы нашего мозга - Мозг с Дэвидом Иглманом. Крайне полезное и приятное время препровождения.
#курпатов
2019-09-15 18:01:25
Троица: Курпатов
...
Глава 4: Ценность рефлектора (часть 2/2).
Такой подход имеет свои достоинства и недостатки:
⛔ Субъективность: сложно заинтересоваться чем-то, если оно не впечатляет
⛔ Не системный: не способен перейти от действий в моменте к долгосрочной деятельности
⛔ Зацикленность на себе: интересуется исключительно тем, что считает полезным только для себя
✅ Чётко видит свою цель: и находит самые короткие пути к ней
✅ Постоянно на связи с реальностью: в моменте, без выстраивания долгосрочных планов, которые редко сбываются.
✅ Невероятно чувствителен: к деталям, к нюансам, к оттенкам и качествам. Он обращает внимание не на выдуманные сущности или абстрактные закономерности, а на реальность как таковую.
Физиологическая особенность рефлекторского способа мышления исходит из подкорковой области мозга. Там, где спрятаны все наши базовые инстинкты. Поэтому рефлектор на то и рефлектор, что все реакции, которые мы получаем от него на наши раздражители, это и есть та отражённая реальность, в которой он живёт. И к которой, обычно, закрыт доступ у других типов мышления.
Переходя к разбору ДСМ (дефолт системы мозга), следует учитывать выше сказанное. Т.к. говорить о какой-то системности, в данных условиях, не приходится. В отсутствии системы, становится сложным поиск «Я» (личности) рефлектора, т.к. «Я» является производной отношений членов «внутренней стаи». В случае с рефлектором, «внутренняя стая» находится в некотором хаосе, разрозненности. Поэтому рефлектору, например, свойственна частая смена настроений и мнений. Это тяготит его самого и чтобы, хоть как-то, навести порядок, он прибегает к наративизиации.
Наратив - самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.
Истории в голове у рефлектора вспыхивают сами собой в ярких красках. Он их, в буквальном смысле, видит и переживает. Помогает ему в создании этих историй та самая ДСМ, складывая интеллектуальные объекты один с другим.
Если человек преимущественно рефлектор, то в его историях будут преобладать исключительно прилагательные (яркий, пугающий, огромный, загадочный,…), отражающие состояние его подкорковых структур. Если он наделён ещё и конструкторскими качествами, то в его рассказе появляется сюжетная линия, взаимосвязь между разными повествованиями. А вот появление «сути» в рассказе, возможно только, если в эту компанию добавить центриста, способного придать ему смысл, социальную составляющую, завершённость и полноту.
Такой смешенный тип мышления, из трёх составляющих, в той или иной пропорции, обуславливает появление «гениев» в разных областях человеческой деятельности. Подробнее об этом рассказано в завершающей главе данной книги.
#курпатов #курпатов_троица
2019-09-14 12:01:34
Троица: Курпатов
...
Глава 4: Ценность рефлектора (часть 1/2).
Глава начинается с рассказа о Дарвинском подходе к вопросу выживания видов. Речь идёт об эволюции, а точнее, о естественном отборе. Мол, никакой признак не сохраняется во времени просто так. Если он сохранился, значит он был нужен для выживания. Однако, возникает вопрос, как в эту «концепцию выживания» вписывается, например, павлиний хвост? Вряд-ли он поможет, с точки зрения естественного отбора. Разобраться с этой дилеммой Дарвину помогает идея о второй движущей силе эволюции – половой отбор. Натолкнул его на эти мысли, так называемый, половой диморфизм.
Половой диморфизм - анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида.
Если смотреть с позиции естественного отбора, совершенно не понятно, почему в рамках одного вида могут возникать настолько разные признаки. И ответ кроется в том, что потомством обзаводятся те, кто смог привлечь партнёра теми или иными качествами, превосходящими конкурентов в этом половом соревновании. С данного ракурса, павлиний хвост является отличным «орудием» для овладения партнёром. И чем он будет больше и красочней, тем больше шансов продлить свой род.
А теперь давайте взглянем на быт людей. Мы обнаружим, что, как и павлины, тратим много энергии на попытки выглядеть привлекательными в глазах противоположного пола: быть модными и покупать больше одежды, чем это требуется для выживания; приобретать килограммы косметики и прочих средств гигиены; покупать максимально дорогие машины, гаджеты, квартиры; слушать музыку и смотреть фильмы, которые не обходятся без любовного сюжета; стремиться к завоеванию новых регалий - лучший повар, лучший спортсмен, лучший актёр и т.д. Всё это является ярким проявлением полового отбора или, проще говоря, «сексуального поведения». Даже если вы сами не находите в этом ничего сексуального.
Следующая мысль, которую следует ухватить, это то, что для достижения атрибутов успешного человека и, как следствие, привлекательного полового партнёра, нам требуется прикладывать не малое количество интеллектуальных усилий. Таким образом, ум становится нашей главной движущей силой полового отбора. Что удачно доказали в своих экспериментах профессора психологии Джеффри Миллер и его коллега Дэвид Басс. То есть, умом мы пользуемся, чтобы произвести впечатление на потенциальных половых партнёров.
И тут на «сцене» появляется рефлектор, как самый способный в навыке производства впечатлений. Рассматривается это на примере, где стоит задача завладеть вниманием понравившегося человека и склонить его к половому акту. Тактика центриста - попытаться понять сущность человека, установив с ним, таким образом, высокий уровень доверия, хотя это и не даёт 100% гарантии дальнейшего развития событий. Тактика конструктора - произвести системный анализ особенностей личности и выстроить чёткий алгоритм действий для «заманивания жертвы в ловушку», что чревато провалом, если этот план будет раскрыт. И, наконец, тактика рефлектора - он просто совершает некое провокационное действие и смотрит на реакцию. Если реакция его устраивает, то он усиливает эффект, а если нет, подбирает другое действие и снова оценивает реакцию. Например, он улыбается -> ему отвечают взаимностью. Далее шутка -> смех. Потом «фокус» с превращением салфетки в цветок и всё, цель достигнута! Рефлектор действует по наитию, по ощущениям «здесь и сейчас».
…
#курпатов #курпатов_троица
2019-09-14 12:01:17
Троица: Курпатов
...
Глава 4: Закономерности конструктора (часть 3/3).
Наличие конструкторов среди многих учёных, доказывает тот факт, что для достижения выдающихся интеллектуальных результатов совсем не обязательно уметь понимать других людей. Возникает резонный вопрос. Как такое возможно, если за мышление отвечает ДСМ, там, где и «квартируются» образы других людей?
Конструкторы - люди крайне любопытные, способные усмотреть связи там, где другим не дано и видеть красоту в строгости конструкций (то, что нам кажется красивым, мы ассоциируем с безопасностью). Они ищут знаки, складывают в закономерности и формируют из них логический каркас, с помощью которого, и организуют пространство реальности. Но так-как реальность, с которой мы все можем иметь дело, это всегда лишь интеллектуальные объекты в нашей голове, то и организовать её он может лишь в собственной ДСМ, где и находятся эти объекты, побуждая работать её в рамках целенаправленного мышления. Получается, что они загружают свою модель реальности как бы снаружи вовнутрь.
В качестве строительного материала для своего логического каркаса конструктор использует чистые дефиниции (сжатое, краткое определение какого-либо действия, явления или понятия), некий бинарный код. Но, в отличии от центриста, код этот обезличенный, состоящий из противопоставлений: «да-нет», «либо-либо», «если-то». Такой подход применим к любому содержанию.
Попытки центриста докопаться до истины могут проигрывать способности конструктора унифицировать данные для построения более цельных карт реальности, т.к. объективная реальность всегда сложнее, чем мы можем её описать. В то же время, проблема присутствует и у подхода конструктора. Многое в мире сложно описать простым бинарным кодом «да-нет». Однако, по итогу, куда важнее то, чья карта позволяет добиваться лучших результатов.
На практике же бывают ситуации, когда оба подхода дополняют друг друга. Принцип такого дополнения будет разобран после того, как мы рассмотрим третий способ сборки, реализуемый рефлектором.
#курпатов #курпатов_троица
2019-09-08 18:02:10
Троица: Курпатов
...
Глава 4: Закономерности конструктора (часть 2/3).
У аутистов же наоборот ДСМ «молчит» и проявляет крайне низкую активность. Благодаря исследованиям выявлена некая наследственная закономерность – дедушки, отцы и матери детей аутистов более склонны к систематизации и легко справляются с тестом включенных фигур Готтшальдта.
А так же мы знаем, что с этим тестом лучше остальных справляются физики, математики и… мужчины в сравнении с женщинами (что, скорее всего, обусловлено необходимостью ориентации на местности). Всё это должно наталкивать нас на мысль, что «систематизация» - это некая компенсирующая особенность мозга тех, кто хуже справляется с созданием «внутренней стаи». В место этого формируется некий формальный перечень закономерностей отражающий, скорее, логику языка, чем нашего мышления.
Под мышлением понимается – процесс сборки сложных интеллектуальных объектов в ДСМ мозга.
То есть, низкая активность ДСМ компенсируется созданием формального списка закономерностей базирующегося на: словах, понятиях, теориях, умозаключениях. А что делать, если эти слова-понятия не поддаются аксиоматической организации? Например, такие как: любовь, дружба, ответственность, мышление и т.д.
Центрист хочет понять не сами слова, а те умыслы, которые за ними скрываются. То есть, он, как раз, пытается понять подлинную сущность слов. Когда кто-то говорит ему «я люблю тебя!», он старается определить, какой смысл заложен в этой фразе («просто хочу заняться с тобой любовью» или « готов быть с тобой и в горе и в радости, пока смерть не разлучит нас») и действительно ли человек, произносящий её, испытывает эти чувства или им движут какие-то другие мотивы. Центрист пытается мыслить с позиции другого человека.
Конструктор же мыслит практически, не пытаясь понять другого. На фразу «я люблю тебя!» он отреагирует ожиданием действия от того, кто её говорит. И если действия не последует, то и любовь, скорее всего, не состоится 😃.
В общении конструктор обращает внимание на глаголы, а центрист на существительные. Если вы хотите, чтобы конструктор ответил вам взаимностью, дайте ему конкретные инструкции того, что нужно делать: заняться любовью, купить кольцо и сделать вам предложение. И не забудьте обосновать ваши требования, чтобы он мог логически встроить их в свою внутреннюю конструкцию.
В целом, диалог с конструктором, по факту, является монологом. Т.к. вы нужны ему только, как источник информации для поиска недостающих звеньев его конструкции. Если конструкция сложилась, интерес к собеседнику резко падает.
…
#курпатов #курпатов_троица
2019-09-08 18:01:13
Троица: Курпатов
...
Глава 4: Закономерности конструктора (часть 1/3).
Описание данной главы получилось аж из 3-х частей. Поднимается довольно много вопросов о принципах построения реальности конструктором. Я старался сохранить структуру повествования, затронув все аспекты данной темы, упрощая излагаемый материал, но получилось всё равно довольно объёмно. Поэтому, наберитесь терпения 😃
Прежде чем перейти к конструкторам, предлагается разобраться в физиологии нашего мозга. С самого начала главы высказывается следующая мысль - «После не значит вследствие». Это означает, что последовательные события могут не иметь причинно-следственные связи. Но наш мозг привык думать иначе и вот почему.
В животном мире такая механика обоснована. От скорости сделанных выводов, даже ошибочных, может зависеть жизнь. Затрещали ветки – сигнал о возможной опасности – спасение бегством. И если это была ошибка, ничего страшного, побегать тоже полезно. В случае же с людьми, «карты путает» всё та же культура с её речью. У нас появились слова. И связи между ними, по привычке, мы рассматриваем, как причинно-следственные.
Т.к. слова являются некими абстракциями в нашем мозгу, с помощью которых мы пытаемся описать объективный мир, то и связи между ними тоже будут отрешёнными от реальности. То есть, реальные связи событий объективного мира отличаются от связей, которые мы усматриваем между ними. Такое открытие сделал философ Дэвид Юм.
Бывает, что наше представление о реальности хорошо с ней соотносится. В этом случае можно сказать, что ментальная карта эффективно отражает действительность, но не более (понять реальность за гранью наших возможностей). Чтобы повысить эффективность этих карт, следует постоянно подвергать сомнению то, что мы воспринимаем и проверять наши умозаключения на практике.
А как быть с областями, где объективность умозаключений на практике не проверишь? В этих случаях прибегают к созданию специальных «языков» с жёсткой аксиоматикой (например, в математике).
Аксиоматика - совокупность аксиом (утверждения условно принятые за истину, без необходимости доказательств) на которых базируется та или иная наука.
Далее идёт описание крайних типов людей с психиатрическими заболеваниями, шизофренией и аутизмом, для понимания механики выстраивания внутренних связей в их мозге.
Благодаря исследованиям фМРТ, мы видим, как по разному работает ДСМ (дефолт система мозга) у людей с нейрофизиологическими нарушениями. У больных шизофренией она «вспыхивает» (хорошо видно на снимках), что отражает высокую активность, которая, буквально, связывает всё со всем. Это ведёт к потере чувства собственной личности и возникновению всякого рода бреда. Личность же формируется как раз на пересечении отношений участников нашей «внутренней стаи» в ДСМ (читайте книгу «Чертоги разума»). При этом, логика, хоть и абсурдная, сохраняется. Как такое возможно?
Как раз благодаря логике языка. Слова в языке обладают некими понятиями, которые не лишаются смысла даже при потере внутренней структуры мышления. Их значения хранятся совсем в других зонах (в частности, в зоне Брока и Вернике)
Области Брока и Вернике – части коры головного мозга, которые отвечают за речь. Области Вернике отвечают за усвоение, а Брока за восприятие.
…
#курпатов #курпатов_троица
2019-09-08 18:00:37
Если из прошлой главы у вас, как и у меня, могли появиться вопросы относительно таких понятий, как: эссенциализм и связанными с ним экзистенциализмом, сущности и все такое, то на этот счёт я нашел отличное видео, где довольно просто разбираются эти понятия.
Ссылка на видео
2019-09-04 21:05:38