Первый канал для профессионалов в межэтнической сфере. Для писем:
etnoscop@protonmail .com
Поделиться с друзьями:
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ ДАВНО НЕ НОСЯT
Интересно бывает перечитывать старые публикации. Скажем, агентство Франс Пресс 11 февраля 2011 года сообщало, что тогдашний президент Франции Николя Саркози назвал мультикультурную европейскую политику провалом:
"Да, это провал. Правда заключается в том, что во всех наших демократиях слишком пекутся об идентичности тех, кто прибывает, и слишком мало – об идентичности принимающей стороны... Общество, в котором общины сосуществуют рядом друг с другом, нам не нужно. Если кто-то приезжает во Францию, то он должен влиться в единое сообщество, являющееся национальным. Если кто-то с этим не согласен, пусть не приезжает во Францию".
В той же публикации приводятся ещё два высказывания. Тогдашний британский премьер Дэвид Кэмерон за неделю до Саркози, 5 февраля 2011 года: доктрина мультикультурного государства, которая побуждала «различные культуры жить отдельно друг от друга, с треском провалилась.
«Честно говоря, в последние годы нам требовалось проявлять гораздо меньше пассивной толерантности», - заявил британский премьер, проводя связь между этим провалом и взлетом исламистского экстремизма.
А ещё раньше, 16 октября 2010 года, германский канцлер Ангела Меркель заявила, что проект мультикультурной Германии, в которой рядом бы гармонично уживались различные культуры, "полностью провалился".
Насколько правы три европейских лидера с этнологической точки зрения? Вообще-то вполне: если во Франции разрешены одновременно "французская" норма и "арабская", с точки зрения этнического сознания это ничья земля. Значит, надо просто поднажать, и будет здесь "арабский" закон. Любой народ, включая любых европейцев и тех же американцев, "в гостях" будет вести себя точно так же, чему есть масса примеров.
И что теперь с этим делать? Ответ вроде бы ясен: не стоит поощрять самобытность гостей. Необходимо настаивать на том, чтобы они усваивали нормы принимающей стороны. Тем более что терактов меньше не стало.
2018-01-07 11:01:21
А вот обращение Тёмы Лебедева к кавказцам, которое действительно выглядит как зачатки диалога. Разовьётся ли диалог – узнаем вместе.
2017-12-22 09:05:14
Вот такой взгляд. Сообщение в сообщении, но технически иначе никак.
2017-12-22 09:00:20
Специальная рабочая группа, созданная при подкомитете Государственной думы РФ по делам национальностей, изучит влияние экстремистской идеологии на межэтнические отношения на Крымском полуострове, чтобы выработать и принять нормативно-правовые акты и защититься от этого влияния извне /РИА Новости/
2017-12-18 18:22:57
РОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ – ЭТО ТОЧНО ХОРОШО?
#аспиранту
Известный российский этносоциолог Леокадия Дробижева, выступая на мероприятии в Якутии, отметила рост национального самосознания якутов, а также представителей других этносов, живущих в республике.
«И русские, которые живут рядом, украинцы и татары, живущие в Якутии, тоже тянутся, и для них это чувство – национального самосознания – становится важнее, чем для тех, кто живет вне республики», – цитирует Л.Дробижеву пресс-служа правительства Якутии.
Вообще-то этническое самосознание – это когда люди чётко понимают, что "мы – не они". С этим очевидным тезисом обычно пытаются спорить в духе "ну, не обязательно же так..." Увы, обязательно. И только так.
То есть в Якутии вслед за якутами тезис "мы – не они" всё чётче осознают другие этносы. Это скорее тревожный сигнал. Ещё одно подтверждение того, что в республике не всё гладко – решение (видимо, вынужденное)главы Якутии, о котором мы сообщали.
Дружба народов – только там, где есть взаимная выгода. Нет выгоды – никакое изучение чужих традиций никого ни с чем не примирит, а рост национального самосознания – всегда реакция на усложнение обстановки.
2017-12-18 13:04:28
ПОМОЖЕТ ЛИ АДАТ ВЕРНУТЬСЯ В РОДНОЙ АУЛ ВРАЧОМ ИЛИ АГРОНОМОМ?
В Сунже (Ингушетия) состоялся первый выпуск в школе ингушских адатов. Сертификаты получили 15 юношей, учащиеся 8-10 классов. Упрощённо говоря, адаты – это обычаи и нормы так называемого "обычного", или народного права у исламских народов и некоторых их немусульманских соседей (в частности, у казаков).
Дело симпатичное. Возникает, правда, вопрос: а почему бы не учить мальчиков тому, как прилично вести себя не только в родном ауле, но и в большом российском городе? У выходцев из сельской местности – например, у студентов – проблемы часто возникают не из-за незнания национальных обычаев, а как раз из-за неумения вести себя в городе. Это ставит под угрозу образование, а значит, и всю карьеру. Причём не обязательно карьеру городскую – чтобы приносить пользу в родном селе, образование тоже нужно.
Принято считать, что обычаи предохраняют молодёжь от развращающего влияния города. И да, и нет. Нет – потому что древняя традиция практически любого народа дозволяет молодёжи нарушать нормы морали на чужой территории. Об этом не задумывается никто, кроме этнографов, но это работает. И пока город для сельской молодёжи остаётся "чужой", "не адатной" территорией, нарушение этических норм в городе будет ощущаться как дозволенное.
А город, включая деканаты и полицию, не всегда смотрит на молодёжные "шалости" так же снисходительно, как адаты. Вот и риск остаться без диплома, а то и получить судимость.
О выводах.
1. Избыточное внимание к т.н. "меньшинствам" создаёт проблемы всему обществу, и меньшинствам тоже.
2. Хотите дать сыну хорошее образование – учите его тому, что потребуется в хорошем университете.
2017-12-18 09:00:34
ТОВАРИЩЕСТВО ВЫЖИВШИХ: НАРОД НГАНАСАНОВ
Лонгрид вам на выходные.
2017-12-16 20:48:34
В Хельсинки городская комиссия по вопросам окружающей среды отказала в выделении участка под строительство большой мечети.
Поданная ранее заявка предполагала, что площадь мечети может составить от 10 до 20 тыс.кв.метров. Сообщалось, что проект поддерживает королевская семья Бахрейна. Заявку на строительство подавали Союз мусульман Финляндии, организация женщин-мусульманок и культурно-религиозная организация Fokus.
Мэр Хельсинки Ян Вапаавуори так прокомментировал решение: "Боюсь, что постройка мечети - не в интересах, прежде всего, самих мусульман. Вряд ли найдётся проект мечети, который объединил бы разные исламские общины, а их много - как во всей стране, так и в нашем городе. Также нужно учитывать вопрос отношений коренного населения с мусульманами".
Мэр добавил, что различные исламские общины в столице Финляндии уже сейчас располагают более чем 20 молитвенными помещениями.
Ранее мы сообщали о ситуации в Краснодаре, где эксперт-политолог тоже усматривал риск конфликта внутри мусульманской общины в связи с возведением мечети.
2017-12-15 18:12:28
Занимательная демография
Аж 94,7% жителей Ставропольского положительно оценивают межнациональные отношения в регионе – пресс-служба губернатора.
Оказывается, едва ли не самый этнически благополучный регион России – северо-кавказский фронтир. Регион, где по данным переписи 2010 года пять этносов (кроме русского) имеют долю в населении более одного процента – это армяне (свыше 5%), даргинцы, греки, цыгане и украинцы (все от 1% до 2%). Доля русских на Ставрополье в 2010 году составляла 80,1%.
Пять этносов, переваливших за показатель в 1% – это по российским меркам много. Для сравнения: в достаточно полиэтничной Ростовской области в том же 2010 году таких диаспор было всего две – армянская (2,64%) и украинская (1,85%). Доля русских в регионе в 2010 году составляла 90,34%%. Межэтнической ситуацией на сегодняшний день удовлетворены всего 82% жителей Ростовской области.
А вот Костромская область. По данным переписи-2010 русских – 97%, практически моноэтничный регион. Ни один другой этнос в области не набрал показателя в 1%. Удовлетворённость костромичей межэтнической ситуацией в 2017 году – 80%, при этом они считают, что в их регионе межнациональная обстановка благополучнее, чем в других.
Речь не о том, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Дело в другом: Ставрополье – этнически весьма нагруженный регион, и чисто "механическая" вероятность межэтнических конфликтов там выше. Например, население Костромской области – всего около 650 тыс. человек, и 0,2% азербайджанцев там – это 1300 человек. А население Ставропольского края – 2,79 млн жителей, и те же 0,2% (кумыков) там – это уже примерно 5640 человек. Или, скажем, 1,11% цыган от населения Ставрополья – это 30879 человек.
В общем, непонятно, за счет чего Ставропольский край опережает Ростовскую область по удовлетворённости жителей межнациональными отношениями. Не говоря уже о Костромской области, на фоне которой неожиданно высоким выглядит даже ростовский показатель.
P.S. На сайте Ставропольского управления Росстата данных по этническому составу населения Ставропольского края нет. Возможно, это случайный недосмотр администратора сайта.
2017-12-15 16:11:28