Без рекламы, подборок каналов и партнерских программ. Просто поговорить — @sapr21
Поделиться с друзьями:
Доступ к изображению возможен только в приложении Телеграм. Вот подходящая иллюстрация к группе Фивы: картина Антонина Худечека «Психея»
2018-01-02 14:38:38
Пока все равно нет сил заниматься чем-либо общественно полезным, поговорим о музыке. Дивная питерская группа "Фивы" за несколько часов до Нового года выпустила новый альбом, он прекрасен. Последние года два я рассказываю про "Фивы" каждому встречному, но без толку; на их единственном более-менее сольном московском выступлении было 15 человек (я посчитал), включая продюсера А.Кушнира со спутницей — однако в числе этих пятнадцати был сплоченный фан-клуб, девицы, которые на песне "Звездочка" (это как бы главный хит) дружно ложились перед сценой на спину, раскинув руки-ноги на манер морской звезды. Их можно понять. "Фивы" — новая русская группа, которая очевидно не относится ни к каким "новым русским волнам"; эта музыка современно звучит, но при этом лишена признаков модности; кажется, этими людьми движет не желание прославиться или стилизовать себя под правильные источники, а какое-то, извините за пафос, виденье, не подвластное уму. Они явно отслушали весь необходимый дрим-поп, шугейз и витч-хаус, но эстетически как будто вышли прямиком из Серебряного века, или из конца 80-х, когда в условный рок-клуб шли люди, начитавшиеся поэтов Серебряного века. Это такой цифровой символизм, электронные мистические туманы. В канун выхода альбома на них наконец обратила внимание "Афиша", и на вопрос о влияниях голос группы Евгения Резункова отвечает так: "У меня есть свои неисчерпаемые источники: образ, который ведет меня — Сайм. Сайм — это и дух, и параллельная действительность. Сайм может быть даже конкретным местом, но все это сильно связано с нашим миром, и что бы я ни делала — все мои поступки должны совершаться во имя Сайма. Я — его рука". Как написала однажды моя соседка по парте в сочинении о пользе чтения, "с помощью книг мы совершаем увлекательное путешествие в мир иной", группа "Фивы" — как раз про такого рода увлекательные путешествия. За мной, дорогой читатель! И кстати, с Новым годом https://saim.bandcamp.com/album/--3
2018-01-02 12:34:49
А в «Инде» вчера вышло интервью с Сергеем Зенкиным о теории литературы. Зенкин классный, мы с ним делали интервью про Батая, а по части теории он вообще лучший специалист.
«Критика сегодня действительно часто принимает искаженную форму. Вы сказали „кураторство“, я бы назвал это жестче: реклама. Кураторство — творческая деятельность, направленная на обогащение смысла выставляемых экспонатов; реклама же просто продвигает товар. Настоящая критика не рекламирует, а проблематизирует текст. Не обязательно делать это с позиций теории литературы, это может быть, как ее традиционно называли в России, реальная критика: в XIX веке Белинский, Писарев, Добролюбов обсуждали общественно-политические проблемы на литературном материале. Задачи такой критики выходят за рамки литературы: авторы говорят о политике, обсуждают общественную мораль, и в процессе этого обсуждения вырабатывается язык, который взаимодействует с языком самих произведений. Из этого резонанса читатель может вынести серьезные выводы».
http://inde.io/article/9188-literaturoved-sergey-zenkin-horoshaya-kniga-soprotivlyaetsya-kratkomu-pereskazu
2017-12-22 12:58:42
Мария Степанова в "Сеансе": "Как работает фотография и как работает текст? Фотография радуется сходствам. Она нам говорит, что никакого различия нет. Вот это я, вот это моя прабабка. Какая-то смешная манишка, турнюр, она стоит с лопухами лебедями, но как будто за вычетом этого пыльного плюша мы одно и то же, мы можем друг друга понять, между нами нет разницы — и это обман, великий и нерушимый. Другое дело, текст. Самое короткое любовное письмо пятидесятилетней давности даст нам понять, что режим чувства, которое стоит за ним — скоростной, вербальный, темпоральный — другой. Что между нами есть некоторая разница — возможно, величиной в пропасть. Это другой модус существования, который требует некоторого уважения, некоторой дистанции. Признание дистанции нужно, чтобы вернуть прошлому достоинство, которое оно теряет на глазах. То, что на Западе называется богатым, нажористым словом exploit, в полной мере относится к прошлому, которое мы то и дело призываем в свидетели своей правоты, которым мы пользуемся как системой аналогий, иллюстрируя им наши мысли, наши чувства, наши политические истории и ситуативные неурядицы" http://seance.ru/blog/haunted-house-stepanova/
2017-12-20 19:43:02
Александр Генис и Алексей Цветков обсуждают книгу Юваля Ноа Харрари «Homo Deus»:
«Генис: Число людей, которое нужно, чтобы производить товары, падает несомненно. Один ученый сказал, что фабрика будущего будет состоять из машин, человека и собаки. Человек понадобится для того, чтобы кормить собаку, а собака понадобится для того, чтобы не подпускать человека к машине. Харрари говорит: да, хорошо, человек не нужен для того, чтобы работать на станках, водить автомобили, самолеты и даже лечить людей, но остается творчество.
Цветков: Если мы принимаем теорию всеобщей незанятости, то я совершенно не согласен жить среди людей, которые все поголовно занимаются творчеством. Это, по-моему, будет полный ад.
Генис: Это напоминает мне «Незнайку в Солнечном городе».
Цветков: У нас есть модель этого Незнайки, она уже давно создана. Есть такой сайт «Стихи.ру». Там сотни тысяч людей пишут стихи. Кстати, я думаю, у большинства этих людей есть какие-то работы, они не целиком отдаются этому искусству. Но то, что там выставлено, достаточно ужасно выглядит.
Генис: Была еще более страшная история, притча скорее. Голландия решила повторять золотой век живописи. Они предоставили каждому, кто хочет, мастерскую. Через год у них был двести тысяч картин, а Голландия страна маленькая, они не знали, куда девать эти картины. Эксперимент прекратили просто потому, что нет земли для того, чтобы сохранить эти картины. Так что я с вами, конечно, согласен, творчество это выход для себя, а не для читателей.
Цветков: Разве что с последующим уничтожением этой продукции. Это все очень сложные вопросы, Харрари не находит им даже приблизительного решения. Потому что человек эволюцией создан так, что он должен печься о хлебе своем, он создан для работы. «В поте лица своего будешь добывать хлеб». Я говорю не в смысле библейского проклятья, просто эволюция так устроила, что мы должны постоянно упражнять свои мускулы, а не просто бегать в колесе. Мы не созданы для досуга, вот кошка создана для досуга, потому что она спит 20 часов в сутки»
https://www.svoboda.org/a/28924833.html
2017-12-19 12:47:24
Решил полистать недавно изданную книгу бразильского антрополога Эдуарду Вивейруша де Кастру «Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии» — сперва не мог понять, о чем там речь, но в предисловии автор хорошо разъяснил:
«Речь идет о том, чтобы набросать перформативное описание трансформаций дискурса антропологии, которые стоят у истоков интериоризации трансформационного состояния дисциплины как таковой, то есть факта (разумеется, теоретического), указывающего на то, что эта дисциплина является дискурсивным анаморфозом этноантропологий изучаемых коллективов».
Одним словом, рекомендую срочно бросить все дела и садиться читать де Кастру.
2017-12-16 00:34:58
Вообще, удивительно (не в укор автору), как одни и те же вещи меняют смысл на 180, будучи описаны разным языком. Люди будущего. которые проводят время в каком-то трехмерном полусне, которые полностью контролируются средствами цифрового слежения, у которых атрофирована страсть к знанию, справедливости, свободе — это антиутопия, ужас-ужас, "О дивный новый мир". Люди будущего, которые отказались от насилия, культивируют "культуру слабости", больше всего ценят комфорт и "самореализацию", компьютерные игры снизили у них уровень преступности, секс считается "нарушением границ" — это оптимистическая футурология, от которой на сердце становится легко.
2017-12-14 18:21:13
Еще Шульман: "Человек – социальное животное, он нуждается во взаимодействии с себе подобными. Кстати говоря, это ровно то, зачем люди ходят в благотворительность, некоммерческие организации, политический активизм. Многие думают, что люди ходят туда жертвовать собой, – это очень опасное заблуждение. С теми, кто пришел с такими представлениями в благотворительность, будут происходить плохие вещи.
Надо понимать, что люди приходят туда за окситоцином – гормоном счастья, который вырабатывается при успешной совместной деятельности. Тот, кто попробовал сладкий вкус успеха во взаимодействии с другими, будет за этим приходить еще и еще.
Вообще-то этот опыт должна давать человеку школа. «Я не знал, я узнал, и теперь у меня получилось». Если бы кто-то обладал достаточным педагогическим талантом для того, чтобы воспроизводить этот опыт для учеников, то дети обожали бы школу. Делать то, что получается – это большое удовольствие"
2017-12-14 18:14:47
Екатерина Шульман на Правмире: «Представьте себе, что автоматизация производства дала нам чрезвычайное удешевление всего того, за что убивались люди предыдущих поколений: мебели, бытовой техники, автомобилей, одежды, других материальных предметов. Что, действительно, после экономики владения наступает экономика пользования. Что наши потомки будут смотреть на нас с нежной жалостью за то, что мы стремились приобрести куски собственности и таскали их за собой. Может быть, утром дроны по предварительному заказу будут доставлять к их двери капсулы с одеждой, а вечером забирать. У них не будет собственности, жилье будет съемным. Объективно они будут беднее нас, но их уровень жизни будет выше.
Если этот процесс будет продолжаться, то отсутствие мотивации бежать за ускользающим долларом или убегающим рублем с целью поймать его и обеспечить себе жизнь – это будет очень хорошо.
Труд в нашем сегодняшнем представлении станет никому не нужен, потому что от твоего труда только экологическая ситуация ухудшится, а вот от твоего творчества будет прибавочная стоимость и дальнейший прогресс человечества.
Если выражаться менее возвышенно, отсутствие мотивации – чрезвычайно ценное качество для людей, которым предстоит жить в обществе, где их работа не нужна. Для того чтобы они не чувствовали себя выброшенными из социума и никому не нужными, у них должна быть другая психология, другое устройство головы. Они не должны считать получение фишечек целью своих усилий. Они должны спокойно относиться к осязаемым достижениям, к должностям, наградам, деньгам – собственно говоря, к внешним признакам статуса.
Мы видим, как человечество потихонечку к этому идет. Смотреть всегда надо на Первый мир и его передовые отряды, потому что они задают нормы, которые потом будут всеобщими. Там мы видим пятьдесят серых толстовок Цукерберга, скандинавизацию поведения элит, показную скромность и смерть того демонстративного потребления, которое в свое время принесла с собой буржуазия, когда стала правящим классом» http://www.pravmir.ru/ekaterina-shulman-sovremennaya-molodezh-samoe-pravilnoe-iz-vseh-pokoleniy-kakie-tolko-mozhno-sebe-predstavit/
2017-12-14 18:00:33