Интересные и нестандартные исторические факты, которые позволят вам взглянуть на историю России и мира с иной стороны. А также: обзор интересных книг и новости научного мира.
Поделиться с друзьями:
Университет Хайфы отчитался о том, что был восстановлен и исследован предпоследний неопубликованный кумранский свиток. Текст свитка был записан шрифтом, хотя в этом не было никакого смысла. На свитке был записан еврейский 362-днейный календарь. Как полагают исследователи, автор записал шифром календарь для того, чтобы просто выпендриться перед другим: мол, я знаю шифр, а вы – нет.
Никаких новшеств в религии ессеев этот документ не дал. Но пролил свет на пару некоторых непонятных мест еврейского календаря. Полностью – в переводе пресс-релиза Хайфского университета: https://aquaregia.ru/?p=466
2018-01-25 15:08:12
Трёхмерная реконструкция славянского городища Мужла-Ченков из Словакии.
https://www.youtube.com/watch?v=l6LqWu4IdaU
2018-01-25 11:07:59
Египетско-американская команда археологов рассказала о промежуточных результатах исследования административного комплекса, расположенного в городе Эдфу (по-древнеегипетски – Бехдет).
Сам комплекс был открыт ещё в 2014 году. Но находки, сделанные в этом сезоне являются, пожалуй, наиболее интересными и информативными за все предыдущие годы исследований.
На месте раскопок Телль-Эдфу совместная египетско-американская археологическая миссия под руководством специалистов из Чикагского университета обнаружила и исследует административный комплекс, датируемый концом V династии (2498 – 2345 гг. до н.э.) На сегодняшний день этот комплекс является наиболее древнейшим известным науке комплексом в Телль-Эдфу. До этого полагалось, что администрация здесь появилась лишь во второй половине VI династии (2345 – 2181 гг. до н.э.)
Надин Мёллер (Nadine Moeller), глава американской группы исследователей, сообщила, что благодаря обнаруженному комплексу мы узнали подробности царских экспедиций, организованных во время правления царя Джедкара Исеси. Экспедиции отсюда направлялись царём в Вади аль-Магара в Южном Синае для поиска и добычи различных полезных ископаемых, особенно – для поиска меди. Более того, известно, что царь Исеси организовал экспедицию в загадочную страну Пунт для доставки в Египет редких товаров.
Здесь же была найдена нубийская керамика, а также ракушки из Красного моря. Что косвенно свидетельствует о том, что и в этих направлениях отправлялись египетские торгово-исследовательские отряды.
Среди прочих находок, здесь было обнаружено порядка 220 глиняных оттисков печатей, датируемых правлением того же Джедкара Исеси. На них имеются титулы и имена различных административных работников. Исследователи смогли выяснить имена и титулы многих работников комплекса, а также имена многих членов царских экспедиций. Руководителем этих экспедиций, создававшихся с целью разведки и добычи полезных ископаемых, было, как выяснили исследователи, должностное лицо, именовавшееся сементиу (sementiu).
https://aquaregia.ru/?p=456
2018-01-14 11:06:29
Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Сегодня с высокой степенью вероятности можно утверждать, что Иван Васильевич не убивал своего сына Ивана. Байку эту скорее всего придумал (или подслушал среди придворных сплетников) ватиканский посланник Антонио Поссевино.
У автора же картины, Ильи Репина была репутация «рокового художника»: многие из тех, чьи портреты он писал, скоропостижно умирали, либо после написания картины с ними приключались разного рода неприятности. Так произошло и с этой картиной.
Образ царя был списан Репиным с художника Мясоедова. После создания картины, Мясоедов в гневе чуть не убил своего малолетнего сына. Сына по странному стечению обстоятельств тоже звали Иван.
Образ же царевича Ивана Ивановича писался со Всеволода Гаршина, писателя и поэта. Впоследствии он сошёл с ума и совершил самоубийство.
2018-01-13 19:28:50
Правом на герб обладает любой
С юридической точки зрения следует отметить одно весьма распространённое заблуждение, которое не имеет под собой никаких реально-исторических оснований: якобы правом на гербы обладала одна лишь знать. Никогда ни в одной стране ношение гербов не было исключительным правом какого-то одного сословия. Каждый индивид, каждая семья, каждая группа или общность всегда и везде были вольны выбирать себе гербы и использовать их так, как они считали нужным, при единственном условии — не присваивать чужие. В таком виде право на герб, оформившись в XIII веке, просуществует до Нового времени.
Пастуро М. Символическая история европейского средневековья.— СПб.: Alexandria, 2012. С. 240.
2018-01-13 15:56:27
Заклятие моря
В воде или на берегу обитает множество опасных существ: Полифем, Сцилла, Сирены, Стригоны, Левиафан, Лорелей. У всех у них одна цель — нести людям погибель или, в крайнем случае, как это делает Цирцея, заставить их потерять человеческий облик. Не поэтому ли люди приносили морю человеческие жертвы, чтобы умилостивить этих чудовищ?
В неаполитанских церковных приношениях XIV века есть изображения кораблей со шкурой барана на носовой части. Это был ритуал заклятия моря. При спуске корабля на воду нужно было заколоть белого барана, окропить корабль его кровью, а шкуру повесить на носовую часть корабля. Жизнь животного приносилась в жертву, чтобы умилостивить море и сохранить жизнь моряков. В XVII веке существовала разновидность этого ритуала: на кораблях барбаресков находились бараны, которые приносились в жертву в момент бури. Барана разрезали на две части и сбрасывали в море с правого и левого борта. Если буря не утихала, то в жертву приносился следующий баран, и так далее.
Делюмо Ж. Ужасы на Западе.
2018-01-11 16:36:18
Скиф из одного из погребений кургана Аржан-2. VII век до н.э. Алтай, Тува.
Автор этих замечательных картинко-реконструкций - Евгений Край.
2017-11-27 10:30:15
Доступ к изображению возможен только в приложении Телеграм. А так выглядел скифский воин. Южная Сибирь VII век до н.э. #археология
2017-11-27 10:20:14
Женщина-воин Пазырыкской культуры. Алтай, IV век до н.э.
Примерно так выглядели амазонки с Меотиды, о которых рассказывали древние греки. Дело в том, что греки не выдумали амазонок. Как полагают археологи, образ амазонок был навеян общественным устройством скифо-сарматских племён, обитавших примерно с 7 века до н.э. на территории современной Украины и юга России. Среди части племенных образований скифо-сарматского мира было сильно положение женщины. Многие женщины были воинами-наездницами. Наиболее известный матриархальный народ — савроматы, кочующие по югу России — по Дону, западнее Волги, а также по берегам Меотиды — Азовского моря.
#археология
2017-11-27 10:00:23
Вторая статья антифоменковского цикла.
https://tsargrad.tv/articles/kak-vam-vrut-fomenko-i-nosovskij-ii_97000
Еще анекдотичней получается, когда делается попытка античное, древнеримское изображение выдать за средневековое.
На одном из рисунков-граффити из античных Помпей изображен человек в закрытом шлеме, с квадратным щитом и с пальмовой ветвью в руке. «Изображение средневекого рыцаря в шлеме с забралом» сообщают нам Фоменко-Носовский. Почему они так решили – совершенно понятно. Как и все советские школьники, они смотрели картинки в учебнике и видели, что римские легионеры изображены в открытых шлемах, а средневековые рыцари – в закрытых. А значит, если шлем похож на закрытый, то перед нами средневековый рыцарь.
Но есть проблема. Не говоря уж о том, что в Древнем Риме закрытые шлемы были чрезвычайно распространены как в армии, прежде всего в кавалерии, а парадный шлем римского офицера так же включал в себя маску, полностью закрывающую лицо, перед нами, вообще-то гладиатор. Закрытые гладиаторские шлемы были нормой, Помпеи были настоящей меккой гладиаторского спорта, там раскопаны гладиаторские казармы, где найдены шлемы точно совпадающие с тем, который изображен на граффити.
Перед нами снаряжение гладиатора-провокатора, включая плюмаж, характерный для ранней модели этих шлемов – у более поздних он исчез. Под рисунком подпись «Кампанцы, вы тоже будете уничтожены при нашей победе над нуцерианцами». Типичная для античных Помпей. Ничего необычного и средневекового в этом рисунке, как видим, нет. Зато напротив – признак дремучего невежества отнести к средневековью изображение, на котором присутствует типичный римский квадратный щит – scutum.
Для того, чтобы доказать, что рисунок из Помпей является изображением средневекового рыцаря, Фоменко и Носовскому пришлось бы доказать средневековое происхождение всех найденных как в Помпеях, так и во множестве других мест по всему средиземноморью закрытых шлемах, опровергнуть аутентичность всех нарративных, эпиграфических и визуальных источников, рассказывающих о гладиаторах-провокаторах или о снаряжении офицеров римской конницы, и лишь после этого они могли бы утверждать, что и данное изображение является средневековым.
Разумеется, горе-историки ничего этого не делают, поскольку апеллируют не к действительному научному доказательству, а лишь к мнению публики, которая ничего не знает об античных закрытых шлемах, а вот рыцарей видела в кино. Апелляция к мнению публики вообще является одним из коронных номеров фоменковщины – едва начали появляться публикации этих строк касающиеся «Новой хронологии», как была оставлена масса точно написанных под копирку комментариев (еще один прием отлично известный каждому, кто хотя бы поверхностно изучал сектоведение): «Автор должен спорить с Фоменко очно, а не критиковать за глаза». О том, что научная дискуссия – это в 85% случаев именно взаимная критика «за глаза», а ораторское искусство или поддержка публики, и уж тем более – клаки, не может быть критерием научной достоверности, - обо всем этом авторов комментариев никто не предупредил.
Ну и, наконец, вопрос на засыпку: какая разница изображен ли на граффити из Помпей античный гладиатор или средневековый рыцарь, если по утверждению создателей «Новой хронологии» и та и другая эпоха выдуманы в XVII веке, когда экипировка и вооружение уже не походили ни на античные, ни на средневековые. Фоменко-Носовский пытаются убедить читателей в своей правоте при помощи факта, который в рамках научной хронологии имеет удовлетворительное объяснение, а в рамках «новой хронологии» вообще не имеет значения.
2017-11-26 20:48:08