Книжки, мысли и мнения про историю, географию и сопутствующие ништяки. Обратная связь @RomaTs
Поделиться с друзьями:
В последнее время в исторической литературе стало употребляться биржевое понятие «брокерство» (brokerage) в значении «посредничество» при описании международного культурного взаимодействия. В русском языке оно пока не прижилось и звучит не очень понятно. О том, почему broker точнее, чем mediator (и о многом другом) профессор Николас Ясперт рассказывает в своей лекции о Средиземноморье в Средние века вот тут: http://bit.ly/2qPnGxZ. Если вы по непонятной причине не хотите смотреть статичную 50-минутную лекцию на английском и почти без слайдов, то дело вот в чем: «брокер» в отличие от «посредника» (по крайней мере, в английском) не звучит так, будто он занимается разрешением конфликта – речь может идти и о взаимном благолепном обожании. Брокер часто представляет собой какую-то третью сторону, которая не принадлежит ни к нашим, ни к вашим (классический пример из Европы – роль евреев в общении между христианским и мусульманским мирами). Наконец, у брокера можно и нужно различать открытую (manifest) и скрытую (latent) функции, то есть вы выполняете его роль и когда вас отправляют к туркам послом и когда продают им в рабство – согласитесь, есть нюанс. Брокер вообще чаще делает свое дело не из лучших побуждений (понятие культурного обмена как ценности очень новое, модернистское), а просто потому что работа такая. То есть работа, может, и другая, а получается вот что. Вообще ёмкое слово для культуры – давайте вводить в обиход.
2018-01-09 18:07:03
Я очень люблю кочевников. Самым известным у нас автором про наших же соседних кочевников, наверное, остается Лев Гумилев. Но научная репутация Гумилева сами понимаете, к тому же в любом случае его книги не новы. Есть недавняя книга С. Плетневой "Кочевники русских степей", вышедшая в милейшей серии История/География/Этнография и заканчивающаяся XIII веком. Одно из самых известных англоязычных исследований про Россию и степь это вышедшая в 2005 г. книга Майкла Ходарковского (именно Майкла и именно через "а", любые совпадения случайны) Russia's Steppe Frontier, посвященная более позднему периоду - с XV по конец XVIII века. Книга Ходарковского построена довольно любопытно: 3 и 4 главы в ней написаны по хронологическому принципу, а 1, 2 и 5 по тематическому. Автор подробно разбирает социологию фронтира и основные концепты, связанные с взаимоотношениями российского государства с юго-восточными соседями. Из его хронологической части складывается интересная и непривычная для нас картина XV-XVI веков: не неизбежное возвышение Москвы и "собирание земель", а геополитическая игра примерно равных по силам образований, то и дело вступающих друг с другом в блоки и союзы: Великого княжества Московского, Казнского, Крымского и Астраханского ханств, при участии Литвы, Польши, молодой Османской империи и Ногайской орды. Постоянное аппелирование к славе Чингис-хана (в том числе и с московской стороны) убеждает в том, что это скорее степная история, которая стала русской только в головах более поздних имперских историков. Впрочем, Ходарковский однозначно пишет, что экономические и культурные уклады Московского княжества и степных ханств были настолько разными, что вечно сосуществовать они в любом случае не смогли бы.
2017-12-29 20:32:56
Будущего соавтора (точнее, соредактора) Конрада, Юргена Остерхаммеля, называют ни много ни мало Броделем XXI века. Прежде всего такого сравнения он удостоился за книгу по глобальной истории XIX века The Transformation of the World, которая вышла относительно недавно, но уже стала такой же неизбежной точкой отсчета для любого историка Нового времени, как книги, например. Ле Гоффа для медиевистов. Кроме того, он еще написал краткую историю глобализации, которая, как это принято у глобальных историков, начинается не с нефтяного кризиса 70-х гг., а сильно, сильно раньше, а также маленькую, но очень важную книгу Colonialism: A Short Overview, которую я прямо очень рекомендую. Более структурированной и ясной типологии колониализма, который, вообще-то, так или иначе охватывает собой абсолютно все в новой истории, просто нет. После успеха этой книги Остерхаммель вместе с Яном Янсеном написал сиквел в виде краткой истории деколонизации - про нее не могу сказать ничего конкретного, но оснований сомневаться в высоком уровне и этой книги особенно нет. http://amzn.to/2iYO6G4
2017-11-16 01:01:30
Транскультурые исследования находятся в противоречивой связи с глобальными (Global Studies) и в, частности, с глобальной историей, которая в последние пару десятков лет выделилась в отдельное направление. С одной стороны, между ними много пересечений, и очевидно, что сама идея транскультурности родилась в условиях наступающей со всех сторон глобальности. Первая в Европе кафедра глобальной истории искусства (Global Art History) находится именно в гейдельбергском центре транскультурных исследований. С другой стороны, методы глобальной истории часто критикуются за их неизбежную тенденцию к излишним обобщениям, тогда как транскультурная история стремится к микроисторическому методу и вообще предельно внимательна к деталям. Например, если глобальная история напишет о трансокеанской торговле XIX века, попытавшись связать воедино китайский чай, бразильских рабов, британских коммерсантов и сибирских промышленников, то транскультурная история скорее возьмет один конкретный корабль и попытается проследить его судьбу от верфи в Глазго до европейской фактории в Кантоне и обратно. Тем не менее, глобальная история сейчас это круто и важно, а одна из ее главных звезд - берлинский профессор Себастьян Конрад, написавший, среди прочего, книжку с прямолинейным заголовком "Что такое глобальная история?" Весной выйдет давно ожидаемый сборник в важном для глобальной истории "Объяснение всего 19 века", редакторами которого станут Конрад и его не менее знаменитый коллега Юрген Остерхаммель, уже выпустивший авторский бестселлер в таком же жанре, но о нем в другой раз. http://amzn.to/2zr7UtF
2017-11-08 14:03:32
Часто говорят, что торговля китайским чаем и бразильским кофе очень сильно повлияла на развитие экономики Европы. Это так и есть: для масштабных и рискованных предприятий, связанных с другим концом света, приходилось идти на риск, инвестировать, объединять капиталы, что в итоге трансформировало механизмы предпринимательства и подстегнуло весь западноевропейский капитализм. Но возможно еще более важное влияние связано с самими этими растениями, с их биологическими свойствами. Античность была винной цивилизацией, из сильных стимуляторов был доступен только алкоголь, который может освободить определенные творческие силы (см. мистерии, трагедии и пр.), но вряд ли повышает производительность труда. Есть точка зрения, что именно нехватка иных стимуляторов стала ограничителем, не позволившим античным культурам развиться дальше определенных пределов. Средние века в этом мало отличаются, разве что они придали вину сакральный статус. И только в Новое время после географических открытий начинается ощутимый экономический и технологический рост. Именно в это время в Европу из колоний начали поступать невиданные ранее и могущественные товары, главные из которых, пожалуй, это кофе, чай, какао (шоколад), сахар и табак. С их помощью люди стали больше думать, больше работать и больше создавать. Наверное, есть люди, которые не употребляют ничего из этого, и сохраняют стандартную для нашего времени производительность, но это исключения, а в своей массе современная деятельность человека держится именно на этих стимуляторах.
И вот несколько десятилетий назад, вскоре после публикации Карлсона и Муми-троллей, началось обратное движение, сомнения, осуждение и отказ то от сигарет, то от кофе, то от сахара. Может быть, чай пока выглядит здоровее, но в будущие десятилетия тема неполезных алкалоидов в чае наверняка будет подниматься все чаще. Сейчас очень интересное время такого чайно-кофейного контрапункта, когда мы одновременно и тотально от них зависим, и постепенно все больше этого стыдимся и отказываемся. Сложно сказать, к чему это приведет, но для полного отказа от великих колониальных товаров необходим новый эпохальный биотехнологический прорыв.
2017-10-20 13:30:32
Когда я говорю, что в нашей семье не пьют кофе, мне чаще всего отвечают: "Молодцы!". А на самом деле мы никакие не молодцы, потому что не отказались от него усилием воли, а просто не любим и никогда не любили. Удивительно, как сейчас культ кофе, кофеен и всего этого антуража соседствует с установкой на то, что пить кофе - это вообще-то не очень здорово и в какой-то степени даже немного стыдно.
Больше всего кофе на душу населения пьют в Скандинавии (это кажется нелогичным, да). Если почитать знаменитые и не самые новые детские скандинавские книжки, то там кофе хлещут и маленькие дети (у Линдгрен) и их волшебные альтер-эго (у Янссон). Сейчас это вызывает недоумение: разве дети пьют кофе, это же вредно, и вообще, кофеин, нервная система, привыкание? Но эти книжки были написаны примерно тогда же, когда можно было курить чуть ли не в библиотеке, а общедоступная реклама сигарет подавала их как изысканное лакомство. Середина ХХ века стала концом великой эпохи биостимуляторов, которые за 300-400 лет полностью изменили мир. Конечно, они в полной силе и сейчас, но уже с сильным сомнением и оговорками, которых не было еще совсем недавно.
2017-10-20 13:30:06
Для глубокого погружения в транскультурность есть целая книжная серия, доступная для свободного скачивания. Ее издают совместно Гейдельбергский центр транскультурных исследований и издательство Springer. Новые книги сначала появляются на бумаге (и стоят под 100 евро), а через пару лет выкладываются онлайн. Сейчас выложена уже дюжина томов, например, там есть общетеоритическая книжка Transcultural History о том, как вообще воспринимать и изучать историю с точки зрения транскультурной перспективы, а также книги по более узким темам
http://bit.ly/2xGyLzr
2017-10-15 13:13:08
У НЛО новая научно-популярная серия книг по истории. Хорошая альтернатива единому учебнику: http://nlobooks.ru/node/8925
2017-10-09 21:54:45
Вживую пока не видел и в руках не держал, но если это будет на уровне серии Historia Rossica, то это очень хорошо.
2017-10-09 21:54:44
Балансирование между имперским и этническим национализмом было важным инструментом межимперской (interimperial, а не international, это важное различие) конкуренции. Например, Миллер пишет про то, что латвийский национализм в значительной степени был спровоцирован самим Петербургом в противостоянии с усиливающейся Германской империей и сопутствующим ей пангерманизмом. Так как политической и интеллектуальной элитой Курляндии и Латгалии уже много столетий были этнические немцы, это могло стать поводом для Германии претендовать на эти области. Поэтому царское правительство начало искусственно педалировать латвийскую идентичность местного сельского населения, по сути создав латвийский национализм и Латвию как этническую единицу с четким самосознанием. Потом мировые войны смыли почти всех немцев из Прибалтики, а латвийский национализм остался, пережил СССР и воплотился в современной Латвии, которой без тех межимперских игр позапрошлого века могло и не быть.
2017-10-07 23:13:44