Записки о философии и культуре. Глубокие идеи ясными словами.
По всем вопросам @robbietherotten
Поделиться с друзьями:
Встречайте, в полку философских телеграм-каналов прибыло: t.me/dailymoron.
Двое авторов - философ и экономист. Вместе они переваривают историю философии, отделяют зерна от плевел и кидают на экраны ваших смартфонов то, что называют философией 21-го века. С авторским уклоном и без упрощений.
По некоторым философским позициям мы с авторами @dailymoron расходимся. Вам от этого будет только интересней.
2018-01-29 13:50:09
У меня перехватило дух. Никогда до этих последних дней я не понимал, что значит «существовать». Я был как все остальные люди, как те, что прогуливаются по берегу моря в своих весенних одеждах. Я, как они, говорил: «Море – зеленое, а белая точка вверху – это чайка», но я не чувствовал, что все это существует, что чайка – это «существующая чайка». Как правило, существование прячется от глаз. Оно тут, оно вокруг нас, в нас, оно МЫ САМИ, нельзя произнести двух слов, не говоря о нем, но прикоснуться к нему нельзя. Когда я считал, что думаю о нем, пожалуй, я не думал ни о чем, голова моя была пуста, а может, в ней было всего одно слово – «существовать». Или я мыслил... как бы это выразиться? Я мыслил категорией ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. Я говорил себе: «Море принадлежит к группе предметов зеленого цвета, или зеленый цвет – одна из характеристик моря». Даже когда я смотрел на вещи, я был далек от мысли, что они существуют, – они представали передо мной как некая декорация. Я брал их в руки, пользовался ими, предвидел, какое сопротивление они могут оказать. Но все это происходило на поверхности. Если бы меня спросили, что такое существование, я по чистой совести ответил бы: ничего, пустая форма, привносимая извне, ничего не меняющая в сути вещей. И вдруг на тебе – вот оно, все стало ясно как день; существование вдруг сбросило с себя свои покровы. Оно утратило безобидность абстрактной категории: это была сама плоть вещей, корень состоял из существования. Или, вернее, корень, решетка парка, скамейка, жиденький газон лужайки – все исчезло; разнообразие вещей, пестрота индивидуальности были всего лишь видимостью, лакировкой. Лак облез, остались чудовищные, вязкие и беспорядочные массы – голые бесстыдной и жуткой наготой.
Жан-Поль Сартр о бытии, чья плотность и реальность сбивает с ног не хуже крепкого боксёрского удара.
Тошнота, 1938 г.
2018-01-22 15:44:30
Друзья,
хочу написать одну очевидную, но важную вещь.
Ни в коем случае не воспринимайте мою писанину как истину в последней инстанции. В философии я - дилетант и самоучка. Я могу ошибиться, неверно интерпретировать. В конце концов, мне просто не хватает должного образования, так как бакалавриат и магистратуру я заканчивал не на философском. Мои заметки - лишь объедки с барского стола, огрызки мыслей великих философов.
«Дьявол кроется в деталях». Это, на мой взгляд, первейший принцип при изучении истории философии. Один небольшой абзац, тезис, даже интонация текста способны полностью поменять ваше представление о читаемом труде. Едва заметный штрих - и предыдущие теоретические построения переворачиваются с ног на голову.
Велика опасность не заметить этот манёвр. Тем более она велика, если вы читаете не оригинал, а блеклый пересказ.
Поэтому цель моих замёток - не рассказать, но заинтересовать. Если чьё-то учение нашло отклик в вашем сердце - обратитесь к подлиннику. Поверьте, личное знакомство с великой книгой куда более ценно, чем чтение образовательного ресурса.
2018-01-17 13:45:30
В соцсетях фамилия Сартра стала нарицательной. Ее принято упоминать при всяком намёке на философию, будь то репост из паблика "Глубокие..." или ироничная присказка "все тлен". Но ограничивается ли этим потенциал Сартра? Неужели его экзистенциализм годен лишь для того, чтобы корчить из себя декаденствующего интеллектуала? Давайте разбираться.
http://telegra.ph/Bytie-bytiem-pogonyaet-ehkzistencializm-ZHana-Polya-Sartra-01-16
2018-01-17 11:02:10
Один читатель справедливо указал, что в прошлой заметке сама философия Кьеркегора описана очень бегло. Каюсь, я чересчур увлёкся его биографией. Что ж, воспользуюсь подсказкой «помощь друга».
У испанского мыслителя Мигеля де Унамуно есть волшебное эссе - «Путь ко гробу Дон Кихота». В нем он рассуждает о безумии последователей Рыцаря Печального Образа. И неожиданно раскрывает суть другого героя - кьеркегоровского Рыцаря Веры.
Выдержки из эссе, наиболее соответствующие духу Кьеркегора - в сегодняшней заметке. Если же хотите прочесть «Путь ко гробу Дон Кихота» самостоятельно - милости прошу.
2018-01-09 12:45:36
Чему бы ни научалось одно поколение от другого, истинно человеческому ни одно поколение не может научиться от предыдущего. В этом отношении каждое поколение начинает сначала, у него нет никакой другой задачи, отличной от задачи предшествующего поколения, и оно также не идет дальше, коль скоро предшествующее поколение не уклонилось от этой задачи и не обмануло само себя. Это истинно человеческое есть страсть, в которой одно поколение также совершенно понимает другое и понимает само себя. Любить — ни одно поколение не научается этому от другого, ни одно поколение не может начать с какой-то другой точки, кроме начала, ни одно позднейшее поколение не имеет более простой задачи, чем предыдущее, и если человек не желает останавливаться здесь, как это сделали предшествующие поколения, останавливаться на том, что он любит, но желает идти дальше, тогда это все превращается всего лишь в бесцельную и глупую болтовню.
Однако высшая страсть в человеке — это вера, и ни одно поколение не начинает здесь с какой-то другой точки по сравнению с предыдущим, каждое поколение начинает заново, следующее поколение не идет дальше предыдущего, но остается верным этой своей задаче и не уклоняется от нее. Что это утомительно, — ну, это естественно что-то, чего не может сказать поколение, ибо у поколения есть задача, и его никак не касается то, что предыдущее поколение имело ту же самую задачу, — разве что отдельное поколение или отдельные люди в этом поколении вознамерились занять место, которое приличествует лишь духу — духу, который правит миром и достаточно терпелив, чтобы не утомиться. Если же поколение начинает с чего-либо подобного, значит, оно извращено, и что удивительного тогда, если все наличное существование кажется ему извращенным; ведь явно не было другого человека, который бы находил существование более извращенным, чем тот портной, который, согласно сказке, живым попал на небо и уже оттуда разглядывал мир. Пока поколение заботится лишь о своей задаче, которая является для него высшим, оно не может утомиться; ибо этой задачи всегда хватит на целую человеческую жизнь.
С. Кьеркегор. Страх и трепет, 1843
Кьеркегора можно цитировать бесконечно, поэтому ловите бонус:
Потому очень глупо полагать - а может, это всего лишь слух, который распускают морские чудища, - будто так называемое воспитание защищает девушку от соблазнения. Нет, обычная жизнь более справедлива, она больше уравновешивает все; от соблазнения есть только одно средство, и это - невинность.
Из той же книги.
2017-12-29 15:03:09
Взахлёб читаю «Лавра» Евгения Водолазкина, в связи с чем заинтересовался феноменом русского юродства. Гугл вывел на прелестную статью «Человек - юродивый бытия». Там, в частности, написано:
Юродивый ничему не учит, никуда не ведет. Он не пастырь и даже не пророк. Его действия происходят в горизонте его внутреннего опыта. Юродивый центрирован Богом, а не зрителем. Жесты юродивого, прежде всего, являются внешним проявлением актуализации его внутренних состояний. Эти состояния не имеют по отношению к себе внешней цели. Они никому не адресованы. И более того, сама фигура юродивого не может рассматриваться в качестве другого по отношению к остальным, к общине. Юродивый может появиться только в пространстве Мы, которое актуализирует культ, то есть в пространстве мистериальном, не знающем разделения на зрителей и актеров. Юродивый – это свидетельство самовыворачивания людей, встречи со своей изнанкой, он есть объективированное самоисповедание народа, а потому юродивые есть до тех пор, пока народ кается, исповедуется.
Это, по-моему, прекрасное продолжение разговора о кьеркегоровском рыцаре веры.
2017-12-27 15:00:37
Отчаяние, богооставленность, цветы кромешных бездн: начинаем блок экзистенциализма. Сегодня на повестке дня - кумир всех философствующих романтиков Серен Кьеркегор.
У меня не получается писать о своих любимцах сжато, поэтому предупреждаю: заметка получилась объемной. Приятного чтения!
http://telegra.ph/Dvizhenie-rycarya-very-zhizn-i-filosofiya-Serena-Kerkegora-12-25
2017-12-25 13:37:53