История картины "Утопленница". Василий Перов. 1867 г.
Чтобы написать эту картину художнику понадобилось мертвое тело молодой девушки. Для этого он обратился в полицию, где получил разрешение на посещение полицейской больницы и покойницкой. Нужной «натурщицы» сразу не нашлось. Но через несколько дней к Перову явился человек и объявил, что «мертвых женщин довольно». Художник собрал все необходимые для эскиза предметы и пришел туда, где находился холодильник для хранения трупов. Сколько поистине страшных вещей увидел здесь художник! В соседних комнатах жили люди, дети (!!!) преспокойно играли, ели – жили обычной жизнью, как будто в соседней комнате не лежит дюжина трупов. Бесцеремонное, наглое обращение полицейского с телами мертвых…Покойница, которую выбрал для натуры Перов, оказалась его знакомой.Несколько лет назад нужна была натурщица для создания образа Богородицы. Девушку нашли в публичном доме. Но когда она узнала, кого с нее пишут, устроила грандиозную сцену: «Как же можно с меня,— рыдала Фанни, — изображать лик Пречистой Девы Марии!». Больше Фанни не приходила… Загубленная жизнь молодой девушки, безусловно, вызывает сочувствие. Ее мокрые темные волосы рассыпались на песке. Заостренные черты лица и руки лишены жизненных красок. На ногах, руках и в волосах остатки водорослей, а мокрая одежда плотно прилипла к телу…Жандарм – воплощение всего равнодушия.Сидя на краю лодки, куря трубку, он смотрит как бы сквозь утопленницу – неизвестно о чем он думает. Как к обыденному, он относится к происходящему. Возможно, ему и жаль девушку, но смерть стала для него настолько частым событием, что удивляться и печалиться сейчас незачем – завтра будет то же самое.Третий персонаж картины – город, погубивший эту молодую жизнь и теперь спрятавшийся за туманом.Атмосфера картины настойчиво создает ощущение мертвой тишины: ровная гладь воды, мирно стоящие на ней суда, и лишь изредка эту тишину нарушает крик птиц. «Кто была эта девушка?», «Почему она сделала это?» «Какие обстоятельства предшествовали ее смерти?» (хотя истинной причиной смерти Фанни было и не утопление) – выводы рождаются сами.Безусловно, сквозной темой картины «Утопленница» является суровость происходящей реальности, но в этот раз художник решил осветить ее через призму смерти.