«Пиковая дама», реж. Н. Коляда, гастроли Коляда-театра (Екатеринбург), Театральный центр на Страстном
Третью зиму отмечаю ежегодными гастролями Коляда-театра в Москве, это примета и любовь (светлая и иррациональная), так что объективной вряд ли буду. И наплевать на все постдраматические утонченные и не очень московские и европейские театральные эксперименты, эта история совсем про другое.
Премьера прошлого сезона - «Пиковая дама».
Все фирменные приемы режиссёра Коляды, находящего эмоциональную кнопку, включающую зрителей, присутствуют: танцы, запоминающийся повторяющийся жест и тема (немецкий текст из учебника), песни (в этот раз актеры поют), много одинаковых предметов на сцене (трехлитровые банки с чем-то разноцветным), остроумные находки и ходы, актеры, хорошие актёры - на месте и работают. И (как всегда, впрочем) прекрасный О. Ягодин (Герман), переходящий с немецкого на русский и переключающий все мыслимые регистры, да.
Из пушкинского великосветского анекдота выросла трёхчасовая история про Восток и Запад, русских и немцев, богатство и бедность, порядок и хаос, жизнь и смерть, красоту и уродство, молодость и старость. В поле этих избыточно отчетливых дихотомий, как под напряжением разной силы, разворачивается действие через диалоги/монологи основных действующих лиц - Герман, Лиза, старуха-графиня, тройка-семёрка-туз. Что-то бьется, обращается в мусор, одежды сорваны, залиты, сумасшествие зримо, но ничего не доказывает и все ставки биты.
Режиссёр и артисты не по нашему встречают/провожают публику, дают автографы и фотографируются со всеми желающими. Не очень понятно когда, но Николай Коляда пишет посты в фейсбук (где с ним дружит вся страна) и разглядывая платья артисток, вспомнила один из них о том, как к ним в театр принесли почитатели платья из свадебного салона.
Московская публика не такая щедрая, но её много и она рада.