Случалось ли вам откладывать фильмы на неопределенный срок? Кажется, что к ним нужно как-то приготовиться, дорасти, например, или быть в определенном настроении. А потом они сами появляются в правильный момент, с одним только условием, что теперь вместе с фильмом есть важный контекст, который совершенно иначе обрамляет просмотр. У меня так вышло с картиной Вима Вендерса «Париж,Техас».
Сентябрь. Следующий день после окончания кинофестиваля. Все призы розданы, шампанское на фуршете выпито, ковровая дорожка закатана до следующего года. Но остался последний сеанс ретроспективы и встреча с актрисой. Под это дело выделили огромный зал, но приходит от силы человек тридцать. Отборщик программы помят после вечеринки, пара благодарных зрителей несут цветы. После встречи с Настасьей Кински был запланирован фильм Кончаловского, однако включили Вима Вендерса. Почему произошла замена не сказали, но в ночь перед показом скончался главный герой «Парижа, Техаса» - Гарри Дин Стэнтон. И эта новость обрушилась на зал словно гигантская волна, тоска накрыла меня с головой.
Силуэт, упрямо шагающий сквозь пустыню, иногда размывало от накатывающих слез. Чарующая Настасья Кински такая тонкая и совершенно не вписывающаяся в интерьеры этих маленьких вульгарных комнатушек пип-шоу. Мальчик, ждущий маму у панорамного окна в отеле, так напоминающий Курта Кобейна, который называл этот фильм своим любимым.
«В глазах киноведов «Париж, Техас» подтвердил репутацию Вендерса как наследника традиций Антониони и поэта расстояний, разделяющих людей и произносимые ими слова».
Благодаря жанру роад-муви ощущение усталости и одиночества удалось передать настолько отчетливо. Путешествие американского Одиссея отказались продюсировать все студии. Но это не помешало команде создать не только нечто прекрасное, но и наделить фильм каким-то исцеляющим эффектом.
Пожалуйста, посмотрите его. Не ждите вечности, как я.