📣Мастер звука
#интерфильм
Звукорежиссёр — неотъемлемая шестерёнка любого проекта. Будь то съемки клипа, сериала, фильма или театральная постановка. Хороший фильм — это баланс между грамотным визуальным и звуковым решением. Мы, зачастую, совсем не замечаем, как музыка влияет на наше восприятие сцены. Не зря лучшим способом нагнетания атмосферы считается, ставшая мемом, "тревожная музыка".
Звукорежиссёр — обозначение профессии, точнее подходящее для российского рынка. Дело в том, что на западе есть разделение на техника — sound engineer и человека, ответственного за художественное решение (его называют sound producer). В советское время звукорежиссёр был человек, ответственный за весь звук от работы с оборудованием на площадке до периода постпродакшн. Звукорежиссер сохранился как более компромиссный термин, так как в РФ до сих пор обучают "универсальных" специалистов. Подразумевается, что при всём креативе, нужно разбираться в технической стороне вопроса. Физику никто не отменял.
Сейчас в средних и крупных проектах есть звуковой цех, в нём роли, как правило, чётко распределены.
В современном кинопроизводстве в звуковом цехе есть такие удивительные ребята:
● Звукорежиссер площадки — всегда на месте сотворения магии, контролирует процесс и берёт запись на себя.
● Помощник(и) звукорежиссера площадки — расклеивают петлички, держат тяжелый бум и помогают осуществлять решения звукорежиссёра площадки. Мастера на все руки, а главное — на всю голову.
● Звукорежиссёр на этапе постпродакшн. Здесь работают мастера монтажа и художники звуковых картин. Объединяют в себе пласты речи, музыки, шумов и атмосфер.
● Звукорежиссер озвучания — ну, вы поняли.
● Шумовик, он же — хозяин важных звуков, которые мы можем вообще не понимать, что нужны. А вот нет журчания ручейка, и картинка распадается, как бы красиво этот ручеёк не сняли.
● Звукорежиссер перезаписи — тот самый человек, кто на этапе постпродакшн делает "киношный звук".
Качество и красота любого фильма наполовину зависят от звука. Мы привыкли думать о том, как выстроен сюжет, прожиты актёром персонажи. Возможно, замечаем нюансы операторской работы... Но то, как звучит картина не менее важно: в жизни мы очень многое схватываем через звуковые сигналы. Так, например, шум дождя за окном даёт нам чувство безопасности, а сирена заставляет нервно крутиться. Именно поэтому в кинотеатрах, когда начинается та самая "тревожная музыка", так помогает поднять ноги над полом, чтобы успокоиться — мы перестаём чувствовать низкие частоты (вибрации).
Грамотной работой со звуком кино можно исправить, халтурой — испортить. Баланс между картинкой и звуком, чтобы одно играло на другое, а не против друг друга — это самое важное.