Телеграм канал История в искусстве

Канал с обзорами шедевров архитектуры и живописи в контексте исторических событий.
Подписавшись на нас, вы узнаете о том, чем восторгается мир и найдете вдохновение в новых образах.
По вопросам рекламы: @shahtarov
По сотрудничеству: @sl_menshikoff

Поделиться с друзьями:

статистика поднять канал
подписаться... читателей

​Михраб, расположенный в апсиде мечети Айя София.
Михраб — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку (киблу) и чаще всего расположен в середине стены. Михраб предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети (руководитель намаза), который во время молитвы должен находиться впереди остальных молящихся. По своему местоположению и функции михраб соответствует христианскому алтарю или апсиде, однако в отличие от михраба апсида, как правило, ориентирована на восток. В истории исламского богослужения михраб является нововведением начала VIII века.

@look_art

Читать в телеграм

2019-03-13 15:26:53




​Ложа Султана, декорированная братьями Фоссати, 19 век
После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания. Минареты Айя-Софии были возведены в различное время: первый кирпичный юго-западный минарет построен при султане Фатихе Мехмеде, северо-восточный — в правление Баязида II, два минарета в западной части построил архитектор Синан при султанах Селиме II и Мураде III.Мраморный резной минбар был построен в конце XVI века при султане Мураде III. При султане Махмуде I в 1739—1742 годах была проведена перестройка собора, в ходе которой в алтарной части появился михраб. Современный михраб относится к XIX веку и был отреставрирован архитектором Густавом Фоссати в 1847—1849 годах. По обеим сторонам михраба установлены бронзовые подсвечники, привезённые в 1526 году султаном Сулейманом Великолепным из Буды.

@look_art

Читать в телеграм

2019-03-12 15:56:50




​Люнет южного входа в пещеру Рождества Христова, Вифлеем, Святая Земля.
Люне́т, Люнетта (фр.: «луна») — в изобразительном искусстве и архитектуре - поле стены, ограниченное аркой и её опорами, в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами.
В сквозных люнетах помещаются окна. Глухие люнетты часто украшались живописным или скульптурным декором.
Люнетами также называют дугообразные части створчатого алтаря и полукруглые картины на античных стелах.
Аналогичные фрагменты фронтонов треугольной формы называются тимпанами. Иногда «тимпан» используется в качестве синонима «люнеты».

@look_art

Читать в телеграм

2019-03-11 18:22:54




​Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей
Мозаика южного вестибюля
Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Академик В. Н. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).

@look_art

Читать в телеграм

2019-03-11 18:17:48




​Дорогие девушки! С Праздником Весны!) Счастья,здоровья и улыбок!

@look_art

Читать в телеграм

2019-03-08 18:33:04




​Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом
Входная мозаика нарфика
В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией. Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол.
Нарфик — Притвор, нартекс (позднегреч., от греч. ларчик, шкатулка) составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной.

@look_art

Читать в телеграм

2019-03-06 12:09:59




​Иоанн Златоуст, 9 век
Мозаики южного вестибюля и северного тимпана.
К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу, над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. В. Н. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания (сразу после окончания периода иконоборчества) обуславливает влияние на них народного творчества. Около 878 года в северном тимпане собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них сохранились мозаики с изображением Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца и четырёх других святителей.

@look_art

Читать в телеграм

2019-03-04 10:46:57




​Мозаичное изображение Богородицы в апсиде, 9 век

@look_art

Читать в телеграм

2019-03-01 18:42:32




​Архангел Гавриил, мозаика, мечеть Айя София, 9 век
Мозаика
Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века.
Мозаика апсиды
Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом). По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили»

@look_art

Читать в телеграм

2019-03-01 18:40:43




​Интерьер мечети Айя София

@look_art

Читать в телеграм

2019-03-01 18:38:00