Третий день слушаю Малера. Он при жизни был известен больше как дирижер, а вот как композитора его не очень принимали. Поскольку Малер был трудоголиком с тяжелым характером (маньячил за пультом по 16 часов, доводя оркестр до обморока) любили его не сильно. За глаза именовали «гальванизирующей лягушкой» или «одержимой судорогой кошкой». Скорее всего были и менее изящные прозвища, но эти чудо как хороши.
? Самое эпичное его творение это 8 симфония, её еще называют «Симфонией тысячи участников». По сути, #Малер взял и перепридумал целиком и полностью жанр симфонии (примерно так Вагнер поступил с оперой). Слагаемые успеха таковы: монструозных размеров оркестр, 2 хора, детский хор и 8 солистов. Смешиваем и хорошенько взбалтываем все известные вокальные и инструментальные жанры: симфонию, кантату, оратарию, парочку мотетов и еще чего-нибудь до кучи. Приправляем всё это Баховской полифонией, текстом христианского гимна IX века на латыни и финальной сценой из «Фауста» Гёте. Готово!
В ХХ веке после Малера никто на таких масштабов сочинение не осмелился. Вообще, страшно интересно, что чувствует дирижер, управляя оркестром таких размеров? Вот ты взмахнул рукой и одновременно зазвучали 1000 голосов… (на самом деле не одновременно и не тысяча, но всё равно).
https://youtu.be/NSYEOLwVfU8