Налоговые решения, вопросы, споры, проверки.
Есть вопрос по налоговым проверкам? Пишите 📩: @tributa_chat
Требуется пробить организацию? Наш бот поможет ✔️: @CheckTheBusinessBot
Ваши истории для публикации присылайте сюда 💻: @tributa_chat
Поделиться с друзьями:
Для повышенных ставок по УСН в 2021 году размер дохода не умножают на коэффициент-дефлятор - ЧАСТЬ 2
Другие изменения
Налоговые каникулы для ИП
Продлено до 1 января 2024 года право регионов устанавливать налоговые каникулы, т.е. нулевую ставку по налогу на УСН для ИП, зарегистрированных впервые (ст. 2 закона).
Речь идет о предпринимателях, которые ведут деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг и услуг по предоставлению мест для временного проживания. Эта поправка уже действует.
Нулевая база
Закрепят положение о том, что если по итогам отчетного или налогового периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому периоду налоговая база принимается равной нулю (п. 3 ст. 1 закона). Норма касается налогоплательщиков, которые применяют УСН с объектом "доходы минус расходы".
Обращаем внимание, что у УСНщика остается право перенести полученный убыток на будущее.
Документ: Федеральный закон от 31.07.2020 N 266-ФЗ
2021-02-14 14:05:00
Для повышенных ставок по УСН в 2021 году размер дохода не умножают на коэффициент-дефлятор - ЧАСТЬ 1
Минфин разъяснил, что на текущий год лимиты доходов в 150 млн и 200 млн руб. для переходного периода по УСН применяют без индексации на коэффициент-дефлятор.
Ведомство напомнило, что с 1 января налогоплательщики, которые незначительно превысили порог по доходам или численности работников, могут продолжать применять спецрежим. При этом платить налог придется по повышенным ставкам. По правилам лимиты выручки каждый год нужно индексировать. Однако новшества вступили в силу только 1 января, значит, коэффициент-дефлятор на 2021 год к ним не применяют.
Документы: Письмо Минфина России от 27.01.2021 N 03-11-06/2/4855
Письмо Минфина России от 01.02.2021 N 03-11-06/2/5885
Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2021 год
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2019, N 39, ст. 5375) установить на 2021 год:
🔹коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,864;
🔹коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,032;
🔹коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.5 "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,637;
🔹коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 33 "Торговый сбор" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,420.
Пределы по доходам и численности работников
Действующие пределы
Сейчас налогоплательщик утрачивает право на применение спецрежима, если его доходы с начала года превысили 150 млн рублей. или он нанял более 100 работников. По закону, если эти условия не нарушены, организация или ИП вправе применять ставки, которые действуют в настоящее время (пп. «а» и «в» п. 4 ст. 1 закона).
Утрата права на применение УСН
По новым правилам фактически поднимут пределы, при превышении которых организация или ИП утрачивают право на УСН. Так, нужно будет перейти на другой режим, если доходы стали больше 200 млн руб. или число работников - больше 130 человек. Обращаем внимание, что денежный порог будет индексироваться в общем порядке (абз. 7 пп. «а» п. 2 ст. 1 закона).
При превышении новых лимитов будет считаться, что налогоплательщик перешел на общий режим с начала квартала, в котором произошло превышение (абз. 3 пп. «а» п. 2 ст. 1 закона). Такое же правило действует и сейчас.
Переходный период
Законом вводится так называемый "переходный период". Речь идет о специальных положениях для тех налогоплательщиков, чьи доходы оказались больше 150 млн, но не превысили 200 млн руб., или для тех, кто нанял от 100 до 130 работников включительно (пп. «б» п. 2 ст. 1 закона).
В таком случае УСНщик не утрачивает право на применение спецрежима, а только начинает платить налог по повышенным ставкам:
- 8% для объекта "доходы" (пп. «б» п. 4 ст. 1 закона);
- 20% для объекта "доходы минус расходы" (пп. «г» п. 4 ст. 1 закона).
Эти ставки будут применяться к налоговой базе за весь год только в том случае, если доходы или численность работников вышли за пределы уже в I квартале. В иных случаях к базе, рассчитанной за отчетный период до квартала, в котором допущено превышение, нужно будет применять обычные ставки. Повышенные ставки станут применять к разнице между базой, определенной за отчетный или налоговый период, и базой, которая рассчитана за период, предшествующий кварталу, когда допущено превышение.
Таким образом, если превышение произошло, например, в IV квартале, то сумму единого налога при применении УСН с объектом "доходы" нужно будет считать так (п. 5 ст. 1 закона):
База за 9 месяцев * 6% + (база за год - база за 9 месяцев) * 8%
2021-02-14 14:00:44
Совет Федерации одобрил поправки к НК РФ о хранении документов, контроле за ценами и обжаловании - ЧАСТЬ 2
Контролируемые сделки
Во-первых, сделки с черными металлами, минеральными удобрениями и драгоценными камнями планируют проверять. Сейчас этого фактически не делают, хотя данные сделки и указаны в НК РФ. Дело в том, что перечисленные объекты не относятся к товарам мировой биржевой торговли. Так пояснил Минфин. Чтобы устранить противоречие, упоминание о товарах мировой биржевой торговли предлагают удалить из НК РФ (пп. «а» п.8 ст.1 проекта). Условие о лимите в 60 млн руб. за год по сделке сохранят, но в измененном виде.
Во-вторых, уточняют правила истребования документов по сделкам с взаимозависимыми лицами (пп. «д» п.11 ст.1 проекта). Так, сведения смогут запрашивать не только у участников проверяемых сделок, но и у иных лиц, у которых есть информация или документы. Кроме того, закрепят срок представления запрошенных документов: 10 дней с даты получения требования.
В-третьих, если сторона сделки - неплательщик налога на прибыль, доход предлагают определять расчетным путем по правилам для этого налога (пп. «д» п.8 ст.1 проекта). Применять нужно метод начисления. В сделках от имени посредника, но по поручению комитента или принципала планируют не учитывать комиссионера или агента. Получается, при расчете порога дохода такие сделки хотят приравнять к сделкам между заказчиком и третьим лицом.
Соглашение о ценообразовании
Много поправок связано с соглашениями о ценообразовании. Изменения касаются в том числе:
🔹порядка проверок контролируемых сделок, по которым заключается соглашение (п.11 ст.1 проекта);
🔹сроков подачи запрашиваемых документов в ФНС, если заключено соглашение (пп. «б» п.14 ст.1 проекта);
🔹дополнительных документов, которые нужно представить вместе с заявлением о заключении соглашения (пп. «в» п.14 ст.1 проекта);
🔹порядка рассмотрения заявления о заключении соглашения (пп. «г» п.14 ст.1 проекта).
Обжалование
Появятся новые случаи, когда вышестоящий орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения (пп. «а» п.16 ст.1 проекта):
🔹до принятия решения по жалобе суд уже разрешил спор о том же предмете и по тем же основаниям;
🔹податель или его представитель не подписал жалобу либо нет подтверждения полномочий представителя подписывать документ;
🔹до принятия решения по жалобе организацию исключили из ЕГРЮЛ либо ликвидировали (правопреемства нет). Если податель жалобы - физлицо, правило применяют в случае его смерти или объявления умершим.
Кроме того, рассмотрение жалобы, в т.ч. апелляционной, могут приостановить (п.17 ст.1 проекта):
🔹по ходатайству подателя для подачи дополнительных документов или информации - на срок не более 6 месяцев;
🔹по решению инспекции - до разрешения дела судом или рассмотрения заявления о взаимосогласительной процедуре.
Все новшества в порядке обжалования будут применяться к жалобам, включая апелляционные, которые подадут после вступления в силу закона, т.е. спустя месяц после опубликования поправок (ч.3 ст.2 проекта).
2021-02-13 14:05:00
Совет Федерации одобрил поправки к НК РФ о хранении документов, контроле за ценами и обжаловании - ЧАСТЬ 1
Самого большого количества налогоплательщиков и налоговых агентов коснется увеличение с 4 до 5 лет сроков хранения документов (п.п.2 и 3 ст.1 проекта). Среди других предлагаемых изменений можно выделить:
🔹дополнили обязанности банков представлять документы по запросу инспекции (п.5 ст.1 проекта). Речь идет о копиях паспортов лиц, которые могут получать деньги со счета клиента, документах по открытию и закрытию счетов, информации о бенефициарах и т.д.;
🔹назвали случаи, когда инспекция может оставить жалобу, в т.ч. апелляционную, без рассмотрения или приостановить рассмотрение (п.п.16 и 17 ст.1 проекта);
🔹уточнили правила о контролируемых сделках и соглашениях о ценообразовании.
Документ: Проект Федерального закона N 1025680-7
Хранение документов
Налогоплательщиков и налоговых агентов обяжут хранить документы не 4, а 5 лет (п.п.2 и 3 ст.1 проекта). Речь идет о данных бухгалтерского и налогового учета, а также о документах для исчисления, удержания и уплаты налогов.
Обращаем внимание, что сроки хранения сведений установлены не только в НК РФ. Например, по правилам Росархива первичные документы нужно хранить 5 лет, документы о получении зарплаты - 6 лет. Таким образом, во многих случаях поправка к НК РФ не изменит работу бухгалтера.
Обязанности банков
Закрепляют обязанность банков в течение 3 дней со дня получения запроса инспекции предоставить (п.5 ст.1 проекта):
🔹копии паспортов лиц, которые вправе получать деньги со счета клиента (распоряжаться средствами на счете), и доверенностей на такие действия;
🔹документы, которые определяют отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (договор на открытие счета, заявление и т.д.);
🔹карточки с образцами подписей и оттиска печати;
🔹информацию о бенефициарах, выгодоприобретателях, представителях клиента.
Эти документы могут запросить в рамках встречной проверки, при вынесении решения о взыскании недоимки или о блокировке счетов, а также по запросу иностранного уполномоченного органа.
2021-02-13 14:00:56
Пилотный проект tax free продолжает действовать
👤 Правительство продлило действие пилотного проекта tax free до 31 декабря 2021 года. Прежняя редакция предполагала, что он завершится в конце 2020 года.
❗️Обращаем внимание, что проект пока не стали распространять на новые регионы, как планировали.
💻 Напомним, с 1 января систему tax free перевели на электронный документооборот. Для этого ФНС и ФТС уже утвердили форматы и порядки взаимодействия розничных продавцов, спецорганизаций и таможенников. Определили и формат чека.
Документ: Постановление Правительства РФ от 20.01.2021 N 22
2021-02-12 16:00:10
Работник не может вернуться к бумажной трудовой книжке, если выбрал электронную
👉 Минтруд напомнил, что работодатель не должен выполнять просьбу сотрудника вновь вести его трудовую книжку. После подачи заявления о предоставлении сведений о трудовой деятельности вернуться к бумажному варианту уже нельзя.
📌 Отметим, если на работника трудовая книжка еще ведется, он может отказаться от нее в любой момент.
Документ: Письмо Минтруда России от 14.12.2020 N 14-2/ООГ-18054
2021-02-12 10:00:06
ВС РФ согласился: инспекция вправе запрашивать документы о контрагенте за период до сделки
👨⚖️ Верховный суд не стал пересматривать вывод АС Поволжского округа, который признал законным требование налоговиков представить документы о контрагенте.
👥 Организация ссылалась на то, что они относятся к периоду, предшествующему сделке с партнером, но суды нарушения прав не увидели.
📄 Ранее, рассматривая похожие споры, тот же АС Поволжского округа напоминал: налогоплательщик может сообщить о том, что запрошенных документов нет или в тот период еще не было отношений с контрагентом. Это будет означать исполнение требования налоговиков.
Документ: Определение ВС РФ от 12.01.2021 N 306-ЭС20-21310
2021-02-11 16:00:08
ВС РФ выяснил схему движения денег и отказал в вычете НДС из-за контрагентов 2-го звена
📄 Организация заявила к вычету "входной" НДС по приобретенному товару и выполненным работам. Инспекция в части вычета отказала, и ВС РФ с ней согласился, несмотря на то, что реальность операции доказали.
✔️Выяснилось, что продавец получал товар от поставщиков, некоторые из которых, т.е. контрагенты 2-го звена, были "техническими" компаниями. Они перечисляли деньги другим юрлицам, после чего средства получал налогоплательщик как займы. Аналогичная схема была при выполнении работ подрядчиком и субподрядчиками.
☝️ВС РФ указал, что в бюджете не сформирован экономический источник вычета НДС в части средств, перечисленных недобросовестным контрагентам. Причастность налогоплательщика к нарушениям, т.е. направленность его действий на получение необоснованной налоговой выгоды, установили.
❗️В этом случае даже реальность операций с контрагентами 1-го звена не дает права на вычет. К таким выводам суд пришел на основании Пленума BAC N 53, однако особо отменил, что этот подход не должен меняться при применении ст. 54.1 НК РФ.
👮♂️ Налогоплательщик ссылался на то, что продавец и подрядчик обладают правосубъектностью и экономической самостоятельностью, а значит, с них должны взыскивать налоги за недобросовестность контрагентов и "техническое" движение денег. Однако ВС РФ этот довод отклонил.
Документ: Определение ВС РФ от 25.01.2021 N 309-ЭС20-17277
2021-02-11 10:00:23
Встречная проверка: суд признал законным запрос инспекции о предоставлении биллинга звонков
👮♂️ Налоговики проверяли компанию и для подтверждения расходов на передачу голосового трафика запросили у оператора связи обезличенные сведения о детализации звонков.
📂 Требовалась информация по перечню абонентов за определенный период времени. При этом нужно было указать номера, дату и время звонка (с секундами), его продолжительность и стоимость.
📞 Оператор связи посчитал, что такие сведения охраняются тайной телефонных переговоров, и предоставить их отказался. Однако суды трех инстанций встали на сторону инспекции. По их мнению, сами по себе данные биллинга без привязки к конкретным абонентам - обезличенная информация.
📌 Она касается только объема и стоимости услуг связи и не позволяет идентифицировать абонента. В связи с этим ограничения, связанные с тайной телефонных переговоров, на такие сведения не распространяются.
☝️Следовательно, при проверке расходов на связь инспекция может запросить биллинг звонков, и оператор должен его предоставить.
Документ: Постановление АС Московского округа от 21.09.2020 по делу N А40-272978/2019
2021-02-10 16:00:45
Документы, которые подтверждают право на возмещение НДС
✔️Ваше право на возмещение подтвердит декларация по НДС. В ней вы должны заявить сумму налога к возмещению и представить ее в инспекцию (п. 1 ст. 176 НК РФ).
👉 Если НДС к возмещению возник из-за применения «нулевой» ставки, то к декларации вы должны приложить документы, которые подтверждают право ее применения. Их перечень определен ст. 165 НК РФ (п. п. 9, 10 ст. 165 НК РФ).
☝️Если ранее для подтверждения "нулевой" ставки вы уже представляли в инспекцию контракт (договор), повторно его можно не подавать. Достаточно уведомления с реквизитами документа, вместе с которым был представлен контракт, и информацией о налоговом органе, в который вы их подали (п. 10 ст. 165 НК РФ).
👮♂️ При камеральной проверке этой декларации инспекция вправе потребовать у вас документы, которые подтверждают правомерность налоговых вычетов: счета-фактуры, первичные и иные документы (п. 8 ст. 88 НК РФ).
📋 К декларации приложите заявление о возврате или зачете НДС, подлежащего возмещению. Рекомендуем его подать до дня вынесения решения о возмещении. В этом случае ваше заявление будет удовлетворено быстрее.
📩 Заявление может быть подано вами как в письменной форме, так и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 6 ст. 176 НК РФ).
2021-02-10 10:01:00