📚 Как писать на русском по правилам. Примеры из реальной практики редакторского бюро.
Две-три заметки в неделю. Темы: орфография, пунктуация, грамматика, лексика, приемы редактуры.
Прямая связь: @popravilamlivebot . Рекламу не размещаем.
Поделиться с друзьями:
Новогоднее. «Трусишка зайка серенький…» 🐇
Под Новый год на всех утренниках звучит песенка «В лесу родилась елочка…» Звучит-то она звучит, а когда ее пришлось записать, встретились с трудностью в словах: «Трусишка зайка серенький под елочкой скакал».
Дело в том, что есть правило: через дефис пишутся «сочетания с однословными приложениями, предшествующими определяемому слову, напр.: старик-отец, красавица-дочка, умница-сын, мудрец-писатель, проказница-мартышка, самодурка-мачеха, трудяга-следователь… Такие приложения носят оценочный характер».
Налицо и однословное приложение «трусишка», и его оценочный характер. Однако большинство пишет без дефиса, и правильно делает. (Хотя довелось встречать и «Трусишка-зайка серенький», и «Трусишка, зайка серенький».)
Если бы «в деле фигурировал» просто «трусишка-зайка», то писали бы по процитированному правилу. Но определение «серенький» всё меняет — получается, приложение «трусишка» относится не к одному слову, а к сочетанию слов «зайка серенький». И чтобы не городить огород, лучше всего вспомнить старую добрую орфографическую норму, зафиксированную в действующих, между прочим, Правилах русской орфографии и пунктуации 1956 года:
«Между определяемым словом и стоящим перед ним однословным приложением, которое может быть приравнено по значению к прилагательному, дефис не пишется, например: красавец сынишка».
Это сейчас нормы (имеется в виду полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации») подведены под общий принцип, чтобы облегчить решение пишущему: пиши через дефис независимо от значения. А раньше действовало разграничение: если можно заменить на прилагательное, то дефис не нужен. Примеры: старик отец, бедняк сапожник, богатырь всадник, хищник волк, искусник повар.
Итак, поскольку к нашему «зайке серенькому» вполне подойдет определение-прилагательное «трусливый» (= трусишка), то пишем без дефиса с легким сердцем. И, в общем-то, по правилам.
Трусишка зайка серенький.
С Новым годом! 🎄
#орфография
2017-12-28 16:24:05
Можно ли «закончить школу»
Есть такая рекомендация в «Словаре трудностей» на портале «Грамота.ру»: в значении «пройти какой-либо курс обучения, завершить обучение где-либо» употребляется только глагол окончить: окончить школу, вуз, университет, курсы и т. п.
Из чего следует, что говорить «закончить школу», «закончить институт» нельзя. И все интернет-советчики повторят вам эту рекомендацию.
Однако в «Комплексном словаре русского языка» под ред. А. Н. Тихонова (М., 2005) мы обнаружили такое значение слова «закончить», как «завершить обучение». Там же приводятся примеры: закончить университет, колледж, училище, школу, курсы… Но почему-то голос этого словаря не услышан, не поддержан — скорее всего, строгие критики сочтут «закончил школу» речевой ошибкой.
Сами мы поступаем так: в интервью и текстах разговорного стиля оставляем авторское «закончить» — в конце концов, есть же словарная фиксация. В текстах деловых, справочных, учебных меняем на «окончить».
Запомнить, какое слово предпочтительнее, помогает такой прием: человека поздравляют с окончанием школы, вуза, но не с закончанием, а значит, верно — окончить школу.
#лексика
2017-12-26 18:31:52
Как правильно согласовать: «Что ценят клиенты — это быстроту (-а)»?
Открываем справочник Розенталя, параграф с красноречивым названием «Ошибки в сложных предложениях»:
«Смещение конструкции может найти свое выражение в том, что главное предложение „перебивается“ находящимся внутри его придаточным, например: „Главное, чему необходимо уделить внимание, это жанровой стороне произведения“ (следует: Главное, чему необходимо уделить внимание, — это жанровая сторона произведения); „Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции книги“ (следует: Последнее, на чем следует остановиться, — это композиция книги). Перебой конструкции в этих случаях заключается в том, что именное сказуемое главного предложения, оторванное от своего подлежащего, ставится в том падеже, какого требует сказуемое придаточного предложения. Такие предложения имеют разговорный характер».
Что из этого можем взять для нашего случая?
1. Подобные конструкции относятся к разговорным, поэтому речь о нормативности (как надо согласовать слово «быстрота») вообще не идет.
2. В таких конструкциях даже при наличии подлежащего («главное», «последнее») люди в разговорной речи согласуют слова со сказуемым придаточного («уделить жанровой стороне», «остановиться на композиции книги»). А в нашем предложении подлежащего и нет — одно придаточное («что ценят клиенты»). Тем более, получается, нужно с ним согласовывать.
Итак, у нас разговорная конструкция. Правильно было бы что-то вроде: «Первое, что ценят клиенты, — это быстрота». Но если уж оставлять фразу (например, сказана в интервью), то согласовывать следует со сказуемым, а не с отсутствующим подлежащим:
✅ «Что ценят клиенты — это быстроту».
#грамматика
2017-12-21 12:57:11
«Знакомьтесь», «Встречайте», «Разрешите представиться», а также «Внимание» и «Осторожно». Какой знак ставить после
Знакомьтесь(?) тетя Маша.
Встречайте(?) новый сотрудник.
Разрешите представиться(?) Иван, сослуживец вашего сына.
Какой знак корректно поставить в этих и подобных случаях на месте вопросительного?
Варианта три: запятая, двоеточие и тире.
Сразу отклоним запятую на том простом основании, что в сочетании с именем или другим указанием на лицо можно спутать с обращением. Пример предложения с теми же словами: «Знакомьтесь, тетя Маша, это моя подруга» — здесь обращаются к тете Маше, представляя подругу. Если написать: «Разрешите представиться, Иван, сослуживец вашего сына», то будет непонятно, к Ивану обращается сослуживец сына или Иван сам представляется. Чтобы такой запинки у читающего не возникало, избегаем запятой в подобных случаях.
Тогда двоеточие или тире? Возможен любой из этих знаков. Они ставятся между частями сложного бессоюзного предложения, а рассматриваемые примеры именно такие.
Мы предпочитаем двоеточие: есть в нем что-то предупреждающее. Но выбор за пишущим.
Знакомьтесь: тетя Маша. / Знакомьтесь — тетя Маша.
Встречайте: новый сотрудник. / Встречайте — новый сотрудник.
Разрешите представиться: Иван, сослуживец вашего сына. / Разрешите представиться — Иван, сослуживец вашего сына.
Примеры из справочника Розенталя:
Знакомьтесь: Балуев. Внимание — ребёнок.
Добавим от себя фразы с «осторожно» — тот же принцип.
Внимание: дети! Внимание — обрыв!
Осторожно: окрашено. Осторожно — скользко!
#пунктуация
2017-12-18 13:45:28
Сколько ̶в̶р̶е̶м̶я̶ времени?
❌ Сколько время? Нет время с тобой разговаривать.
✅ Сколько времени? Нет времени с тобой разговаривать.
Почему? Потому что не говорим же «Сколько молоко?» и «Нет соль» — слова нужно склонять. А существительное «время» в родительном падеже имеет суффикс -ен-: сколько чего? времени. Как и молока, соли.
#грамматика
2017-12-15 12:39:28
Как положение текста на странице влияет на знаки препинания. Часть 3
Третий пример — подача цитат. Например, в текстовом формате было:
«Если писатель хороший, редактор вроде бы не требуется. Если плохой, то редактор его не спасет. По-моему, это совершенно ясно» (Сергей Довлатов).
Сверстали так:
«Если писатель хороший, редактор вроде бы не требуется. Если плохой, то редактор его не спасет. По-моему, это совершенно ясно».
(Сергей Довлатов)
Надо менять! Почему? Действует другой принцип: «Если указание на автора или цитируемый источник помещается ниже цитаты…, то скобки снимаются, как и кавычки при цитате, а в конце цитаты ставится знак, соответствующий данному предложению» (Справочник Лопатина).
А значит, надо так:
Если писатель хороший, редактор вроде бы не требуется. Если плохой, то редактор его не спасет. По-моему, это совершенно ясно.
Сергей Довлатов
#пунктуация
2017-12-14 11:38:24
Как положение текста на странице влияет на знаки препинания. Часть 2
Рассмотрим влияние на пунктуацию вроде бы чисто дизайнерского решения по верстке текста. Было при вычитке в текстовом формате, к примеру:
Мероприятие: День йоги.
Место проведения: парк Горького в Москве.
Участники: городские школы и студии йоги.
Цели: популяризация здорового образа жизни, знакомство с культурой Индии, побуждение к занятиям в местных школах йоги.
Описание. День йоги организован тем-то и тем-то, прошел тогда-то. На мероприятии произошло то-то. Особенно запомнилось участникам то-то и то-то.
Вопросы к пунктуации есть? Вопросов нет. А вот этот же текст после верстки:
Мероприятие:
День йоги.
Место проведения:
парк Горького в Москве.
Участники:
городские школы и студии йоги.
Цели:
популяризация здорового образа жизни, знакомство с культурой Индии, побуждение к занятиям в местных школах йоги.
Описание.
День йоги организован тем-то и тем-то, прошел тогда-то. На мероприятии произошло то-то. Особенно запомнилось участникам то-то и то-то.
Начнем с того, что в последнем пункте слово «Описание» стало полноценным заголовком, а значит, нужно убрать после него точку. Что автоматом, по принципу единообразия, потребует превращения в подобные заголовки остальных названий рубрик. Соответственно, понадобятся новые правки. Так:
Мероприятие̶:̶
День йоги.
Место проведения̶:̶
̶п̶ Парк Горького в Москве.
Участники̶:̶
̶г̶ Городские школы и студии йоги.
Цели̶:̶
̶п̶ Популяризация здорового образа жизни, знакомство с культурой Индии, побуждение к занятиям в местных школах йоги.
Описание̶.̶
День йоги организован тем-то и тем-то, прошел тогда-то. На мероприятии произошло то-то. Особенно запомнилось участникам то-то и то-то.
#пунктуация
2017-12-13 14:46:46
Как положение текста на странице влияет на знаки препинания. Часть 1
Для начала рассмотрим случай, когда совмещаются указание на номер главы (части, тома и т. п.) и собственно название этой главы. #Пунктуация зависит от того, набраны ли элементы заголовка в одну строку или разбиваются на две. Точка сохраняется в первом варианте, во втором — нет. Так:
Часть 1. Как мы русский язык учили
ИЛИ:
Часть 1
Как мы русский язык учили
См. это правило в «Справочнике издателя и автора» Мильчина и Чельцовой: п. 1.14.3.
2017-12-12 16:04:48
Когда повтор союза «и» на самом деле не повтор
❌ Библиотекарь знает не только название и автора каждой книги, но и содержание, и место, где та стоит.
✅ Библиотекарь знает не только название и автора каждой книги, но и содержание и место, где та стоит.
Какое правило можно ошибочно применить? «Между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, ставится запятая».
Налицо два союза «и»: и содержание и место. Но первое «и» — часть парного союза «не только… но и», поэтому здесь нельзя считать «и» повторяющимися союзами — на самом деле этот союз тут одиночный, связывает «содержание» и «место». Поэтому запятая не нужна.
Другой пример:
✅ Мы добавили возможность как удалять, так и редактировать и перемещать сообщения.
#пунктуация
2017-12-07 18:42:07
Канал, который не стыдно порекомендовать своему ребенку, — «Цифровой этикет», @digitaletiquette . Ольга Лукинова рассказывает о том, как вести переписку по электронной почте и в соцсетях, беседовать в чатах, и в целом про экологичное поведение в интернете.
Наше любимое: Правило 12. Все сообщения необходимо внимательно проверять на опечатки.
Подписывайтесь: t.me/digitaletiquette.
2017-12-06 19:31:12