О психологии в разных ее проявлениях. Об исследованиях в области человеческого поведения и психики и о том, что окружает каждого на протяжении всей его жизни.
Вопросы @msrimma
Поделиться с друзьями:
В современном мире все больше стираются границы между организмом и технологиями. Сейчас существует международный мораторий на любые виды лечения, способные привести к изменениям в геноме человека, передающимся по наследству - пока не доказана их эффективность. А вот что нас ждет в ближайшем будущем, вопрос не праздный, а уже более чем актуальный. Несколько интересных лонгридов.
Cегодня эволюция человека зависит не только от генов, но и от культуры и новых технологий. К чему мы придем, сделав столь смелый выбор? https://goo.gl/Lgk7Vp
Скальпель для генов: как взломать код жизни. О возможностях и ответственности использования новых генных технологий. https://goo.gl/0IRmrC
Татьяна Черниговская, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ о том, что сейчас больше всего угрожает нашей цивилизации, каким образом мозг соотносится с нашей личностью и почему не нужно завидовать современным детям, которые буквально рождаются с компьютером в руках. https://goo.gl/28D3lr
2017-05-03 18:05:40
Бесценные вещи и бесценные области реального бытия проходят мимо наших ушей и наших глаз, если не подготовлены уши, чтобы слышать, и не подготовлены глаза, чтобы видеть, т.е. если наша деятельность и поведение направлены сейчас в другие стороны.
Наши доминанты, наше поведение стоят между нами и миром, между нашими мыслями и действительностью. Целые неисчерпаемые области прекрасной или ужасной реальности данного момента не учитываются нами, если наши доминанты не направлены на них или направлены в другую сторону. Мы можем воспринимать лишь то и тех, к чему и к кому подготовлены наши доминанты, т.е. наше поведение.
#человек #восприятие #доминанта #поведение
Алексей Алексеевич Ухтомский, учение о доминанте
2017-05-02 14:06:49
Индивидуальное бытие в обществе
Важнейший для человека процесс поиска и обретения себя - процесс персонального самостановления — это вечный диалог с миром и самим собой, вечные вопросы: «Имею ли я право быть таким, какой я есть? Имею ли я право оставаться собой в отношениях с партнером, родителями, коллегами по работе?» Каждый из нас задает их себе в течение жизни вновь и вновь.
Размышляя о праве быть собой, мы неизбежно соотносим себя с другими людьми, а также с тем обществом, в котором живем. У каждого общества есть нормы, нарушение которых карается. Общество также использует неписаные законы, оно имеет множество рычагов влияния на своих членов и тем самым задает рамки, в которых отдельный человек имеет право быть таким, какой он есть, и делать то, что он хочет.
Функция социума — подкреплять то, что является для него желательным, и наказывать иное. Часто методы, которые используются для «формирования супер-эго», бывают достаточно скрытыми. Большой силой воздействия обладают «веяния времени»: определенные тенденции в моде, в ожиданиях, во взглядах, представлениях о современном или устаревшем. Открытость в отношениях друг с другом в рабочем коллективе, семье, школе часто регламентируется неписаными законами, которые определяют, как далеко человек имеет право зайти в этой открытости.
Процесс поиска и обретения себя неизбежно связан с конфликтом между Я и обществом, потому что для формирования Я, с одной стороны, требуется отграничение себя от других, а с другой — Я и общество обусловливают друг друга и в известном смысле являются неразделимыми. Тема нарциссизма, таким образом, находится в напряженном поле между интимным и общественным, между отграничением и открытостью, между Я и Ты, между разносторонней зависимостью человека от общества и стремлением от этой зависимости освободится. Подобное напряжение нередко становится причиной страха перед жизнью в обществе: «Если другие, увидев меня, поймут, каков я на самом деле, — будут ли они ценить, любить и уважать меня? Могу ли я сам любить себя, если другие меня не любят? В какой степени я должен подстраиваться к другим?»
#яидругие #общество #социум #аутентичность
Альфрид Лэнгле
2017-04-30 12:31:33
Изменения во время детского кризиса
Детское развитие - сложный процесс. На каждом возрастном этапе он приводит к изменению всей личности ребенка. Например, Л.С.Выготский определял развитие, как возникновение нового. Кризисам он придавал большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов, как закон детского развития.
Главные изменения, происходящие во время детского кризиса - внутренние. В эти периоды развитие приобретает негативный характер и распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Это выглядит следующим образом: ребенок теряет интересы, которые еще вчера направляли вроде бы всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений, способов коммуникаций. Думаю, каждый родитель сразу приведет пару-тройку примеров вышеописанному. Ребенок выходит из под контроля, прежние меры педагогического воздействия, раньше имевшие успех, перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими - вот что можно наблюдать в семьях в такие периоды. У школьников снижается работоспособность, падает интерес к занятиям, учебе, может снижаться успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. Важно помнить, что теряя, ребенок создает и что-то новое, переходит на новую ступеньку своего развития.
В кризисные периоды ярче, чем в стабильное время видны противоречия между возросшими потребностями ребенка и все еще ограниченными возможностями. Но ладно бы противоречия были только в этом. Есть и еще одна сторона - потребности ребенка изменились, а отношения со взрослыми так и остались прежними, пока не претерпели изменений и трансформации в связи с изменившимися потребностями. И поведение ребенка будет тем более трудным, громким и неудобным, чем дольше родители и другие значимые взрослые не захотят увидеть, услышать, заметить эти новые потребности ребенка.
#дети #развитие #детскиекризисы
2017-04-30 12:27:01
Агрессия... от наблюдения к совершению
Агрессия, во всем многообразии ее форм, является огромной социальной проблемой. И в какой-то момент исследователи перешли от попыток согласовать определения агрессии к решению более важной задачи – выявлению ее истоков. Вопрос, ответ на который важно было найти, следующий: «Почему люди совершают агрессивные действия?». Подходы различны – биологическая запрограммированность на агрессию, ситуационные факторы, повторяющаяся фрустрация, стресс. Еще один подход состоит в том, что агрессия считается продуктом научения. В одном из самых знаменитых экспериментов продемонстрировано, как дети учатся быть агрессивными. Это исследование было проведено в 1961 году в Стэнфордском университете Альбертом Бандурой и его коллегами.
Бандура и его коллеги утверждали, что они продемонстрировали, как специфические виды поведения, в данном случае агрессивное, могут сформироваться посредством наблюдения и подражания, без всякого подкрепления. Они пришли к выводу, что из наблюдаемого поведения взрослого человека ребенок извлекает для себя информацию о том, что подобное поведение позволительно, вследствие чего у него ослабляется сдерживание агрессивного поведения. Следствием наблюдаемой агрессии, по их утверждению, является то, что ребенок в дальнейшем с большей вероятностью будет реагировать на фрустрации агрессивными действиями. Это очень важно, так как в процессе взросления фрустрацию, стресс, волнения, тревоги дети испытывают регулярно. Всё вышеперечисленное необходимые атрибуты познания окружающего мира, развития, взаимодействия людей.
В то время, когда проводился эксперимент, авторы, вероятно, не представляли себе, сколь значительным будет его влияние. Ведь в начале 1960-х годов телевидение только приобретало статус мощной силы в культуре. За это время многое изменилось, появились другие коммуникации, а тема продолжает быть актуальной.
Исследование Бандуры, по крайней мере, ярко продемонстрировало, как дети могут усваивать новые виды поведения, просто наблюдая поведение взрослых, даже и в том случае, когда эти взрослые физически не присутствуют. Теоретики социального научения считают, что многие, если не большинство видов поведения, которые формируют личность человека, усваиваются посредством процесса моделирования.
#агрессия #поведение #научение #дети #повторяюзамамойпапой
2017-04-27 13:01:28
Самые важные идеи о мозге
Человеческий мозг невероятно сложный орган. Он регулирует работу всех других органов, отвечает за дыхание, равновесие, позволяет обдумывать множество мыслей, воспринимать всё окружающее нас, помогает материализовывать предметы и создавать что-нибудь прекрасное и выполняет еще уйму нужных и жизненно важных задач.
Самые важные знания о мозге кратко сформулировал Вячеслав Дубынин - доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга.
#мозг #нейрофизиология #видео
goo.gl/kBtNgY
2017-04-25 18:35:10
Невозможно достичь более высокого уровня отношений с Другим, чем уровень отношений с самим собой. Джеймс Холлис
#отношения #цитаты
2017-04-25 15:36:10
#эмоции #боль #врачи #статья
Распознать эмоции бывает трудно
Всегда ли вы можете сказать, что чувствует человек, глядя на его лицо? Радость, спокойствие, удивление, отвращение, страх, интерес... А сможете ли вы узнать, когда кому-то нездоровится? Как показывают исследования для клиницистов определить боль через эмоции сложнее, чем для неклиницистов. Обучение медицине предполагает снижение уровня эмпатии. Происходит оно за счет разделения когнитивного и эмоционального компонентов. Проще говоря, думая врач перестает чувствовать. Это дает возможность помогать людям, спасать их жизни и спокойно делать свою работу. Но есть и минус - порой врачи хуже интерпретируют и недооценивают тяжесть боли.
Сейчас в помощь клиницистам и студентам-медикам, уже использующим робототехнические тренажеры, чтобы попрактиковаться в процедурах и проверять свои диагностические способности, создают роботов и аватаров. Они помогут распознать и интерпретировать боль. Такой робот может быть особенно полезен, так как учащиеся смогут попрактиковаться в оценке физических симптомов, а также читать выражения лица.
goo.gl/9Jpgkg
2017-04-25 13:41:48