Юбилеи великих музыкальных альбомов. И невеликих тоже. И не всегда альбомов
Поделиться с друзьями:
Сегодня мир празднует 20-летие альбома Radiohead «OK Computer». На самом деле, первый релиз был 21 мая 1997 года, а виниловая пластинка в Великобритании вышла 16 июня, но какая разница. Это лишь показывает, насколько условными являются подобные датировки, когда альбом выпускается примерно 60 раз только в первый год — выбирай дату на вкус
Radiohead выбрали 23 июня. Именно сегодня вышло юбилейное переиздание «OKNOTOK Computer» с кучей неизданных треков, которое все приличные поклонники Radiohead к этому моменту уже должны были пару раз послушать (например, в Apple Music). Плюс, сегодня они первый раз за 14 лет выступят на главном фестивале Европы Glastonbury — не факт, что сыграют «OK Computer» целиком, но в любом случае это будет великий концерт и историческое событие.
Обычно, готовя подобный пост, я ищу какую-то любопытную информацию по сусекам, но про этот юбилей написано столько, что добавить тут нечего (самый крутой материал вышел еще в марте у Pitchfork http://pitchfork.com/features/ok-computer-at-20/10040-the-radiohead-prophesies-how-ok-computer-predicted-the-future/). Так что просто поясню, как смотреть сегодняшний концерт. Radiohead начнут в 21:30 по Лондону, то есть в 23:30 по Москве, а показывать это будут каналы BBC Four и BBC Two. Надо зарегистрироваться [например здесь http://www.bbc.co.uk/bbcfour] и зайти с помощью VPN из Великобритании. Почтовый индекс для регистрации можно добыть себе нагуглив «random british postcode».
С вас 500 долларов
2017-06-23 19:49:18
Месяц ничего не постил. Из важного пропустил только четвертьвековой юбилей альбома Beastie Boys «Check Your Head». С другой стороны, он был всего лишь разогревом перед «Ill Communication», лучше о нем через два года поговорим, хехе. Зато сегодня наконец обнаружил свою публикацию в мартовско-апрельском номере журнала L'Officiel Voyage:
«Пять альбомов, через которые лучше всего раскрывается история современного Берлина, воображаемая и реальная»
Из-за особенностей формата (приоритет бумажному изданию — так все еще бывает!) в интернете это никто не заметит, так дай хоть сюда помещу. 5 раз по 400 знаков в духе канала «Ретромания».
Сначала там идет соответствующий обзор книг от Лизы Биргер, который, в общем-то, многим будет полезней моего музыкального списка. Хотя жаль, что мимо книжного пролетели «Берлинский блюз» Свена Регенера и «Забыться в звуке. Берлин, техно и easyJet» Тобиаса Раппа. Но в этом и проблема с бумажными публикациями: приходится максимально ужиматься. Хорошо, что есть Telegram, в котором я обязательно еще напишу про альбом Дэвида Боуи «Heroes» подробней (в октябре — 40 лет)
http://lofficielvoyage.ru/style/stolitsa_mira_berlin/
2017-05-16 23:21:48
10 лет пролетели незаметно: 16 апреля 2007 года вышел сингл «Thou Shalt Always Kill» — невероятно мощный дебют лондонского дуэта Dan le Sac vs Scroobius Pip и сатирическая нравственная проповедь на тему современной англоцентричной культуры. При всем уважении к убойному звуковому ряду битмейкера Dan le Sac, без понимания текста рэпера и поэта Scroobius Pip здесь ловить нечего, так что на всякий случай кидаю его следующим постом. Рандомный факт: журнал New Musical Express не обиделся на строчку «Thou shalt not read NME», написав в ответ: «Scroobius Pip, you’ve just written the Track Of The Year. Thou shalt buy this song and listen to it every day until the Sun swallows the Earth». Все так
https://www.youtube.com/watch?v=CWrMGXwhFLk
2017-04-16 19:51:32
И о фамилии Gahan. Споры по этому поводу не утихают по сей день (just google it). Так как же ее правильно произносить?
Если вас волнует мнение самого Дэйва (и англичан в целом), то надо говорить «Гаан», как в слове «gone». Такое написание и доминирует в рунете.
О чем же тут спорить? Дело в том, что это ирландская фамилия, которая в оригинале произносится «Гахáн» («Ga-haan»), прям вот с отчетливым «а» и ударением на второй протяжный слог. И, например, американские журналисты пользуются именно ирландским произношением.
То есть, главное — не называть его «Гэхэн», как упорно делает русский Rolling Stone (который мне друг, но истина дороже).
2017-04-15 15:31:13
В этот день 20 лет назад вышел «Elegantly Wasted» — не самый великий альбом INXS, но последнее творение великого рок-фронтмена старой формации Майкла Хатченса. Через полгода он совершит самоубийство, и это ужасно грустная история, так что давайте лучше о любопытном факте, который похож на городскую легенду, но подтверждается в официальной автобиографии «INXS: Story to Story».
На церемонии BRIT Awards 1996 года Хатченс вручал награду за «лучшее видео». Победили Oasis со своим «Wonderwall». Расцеловавшись с Хатченсом и получив из его рук статуэтку, Ноэль Галлахер взял да и сказал: «Has-beens should not be presenting awards to gonna-be's» (примерно «устаревшие музыканты не должны вручать награду перспективным»). Молодые Галлахеры вообще славились провокационными высказываниям, одно пожелание смерти от СПИДа вокалисту Blur Деймону Элбарну чего стоит. Но Майкла это задело за живое. А может и не только это. Говорят, за сценой другой Галлахер — Лиам — оскорбил телеведущую Полу Йэйтс, подружку Хатченса, и тот в ответ якобы швырнул в Галлахера огнетушителем.
Так или иначе, Хатченс ответил Галлахерам в песне «Elegantly Wasted». В ее припеве, как это часто бывает, поверх друг друга для усиления наложены несколько вокальных партий. В половине поется, как и положено, «ah, elegantly wasted» («элегантно обхуяченный», речь в песне идет о жизни селебрити и о том, как ее изображает желтая пресса). А в другой половине, на тот же лад — «I’m better than Oasis» («я лучше чем Оазис»). Это, на самом деле, легко услышать. Самое смешное, что остальные участники группы узнали, что это им не показалось, уже после выхода альбома.
https://www.youtube.com/watch?v=aYTSkPi6v8w
2017-04-04 16:37:36
Сегодня исполняется 10 лет альбому LCD Soundsystem «Sound Of Silver». В названии, помимо прочего, заложен намек на «серебряную медаль»: вечно ироничный Джеймс Мерфи предполагал, что после успеха дебютного альбома второй для многих будет уже не таким классным. В интервью для FACT он говорил: «на мой взгляд Sound Of Silver лучше первого, и спустя 20 лет так будут считать все, кто вообще вспомнят об этих альбомах... Но сейчас эта запись обречена быть лишь второй лучшей».
В общем, Мерфи немного опасался «синдрома второго альбома». Как оказалось — напрасно. «Sound Of Silver» наперебой хвалили Pitchfork, Rolling Stone, Mixmag и Guardian + была номинация на Grammy в категории «лучший электронный альбом».
Вокруг LCD Soundsystem в нулевых вообще сложился удивительно единодушный консенсус всеобщего обожания, которое в англоязычной публицистике принято обозначать устойчивым словосочетанием «critically acclaimed». То есть, того рода обожания, которое не особо конвертируется в прибыль — по крайней мере, в 2007-ом Мерфи утверждал, что их турне из-за огромного количества оборудования и персонала являются убыточными. Такая ситуация была характерна как для LCD Soundsystem в частности, так и для основанного Джеймсом Мерфи лейбла DFA в целом: «все нас любят, но мы продаем не так много пластинок». Ты выпускаешь одну из главных записей десятилетия, но она не делает тебя богатым — это и есть культовый статус. Сегодня это у нас называют «рокизмом»: ты популярен не среди миллиарда мух, который не может ошибаться, а среди искушенных в музыке людей (и доволен этим).
Нельзя сказать, что Мерфи бедствовал — для этого он слишком много работал, в том числе и в коммерческих проектах. Например, за полгода до «Sound Of Silver» он под вывеской LCD Soundsystem выпустил альбом «45:33», деньги на который выдала компания Nike. Точнее, она выдала деньги на идеальный микс для бега. В официальном заявлении утверждалось, что композиция была refined после нескольких тестов на беговой дорожке. Позже в интервью Мерфи признался что это был пиздеж и что вообще-то он в принципе не бегает, зато благодаря Nike позволил себе сделать свой собственный вариант легендарного экспериментального альбома Мануэля Геттшинга «E2-E4». На основе фрагмента из «45:33» появилась вошедшая в «Sound Of Silver» песня «Someone Great» — одна из центральных в творчестве LCD Soundsystem.
C великими песнями на «Sound Of Silver» вообще все в порядке. Тут и программный хит «North American Scum» (многие считают его продолжением «Daft Punk Is Playing at My House»), и краутрок-шедевр «All My Friends» (ностальгическая тема про взросление, Мерфи исполнилось 37), и гимн любимому городу «New York, I Love You but You're Bringing Me Down» (это вообще очень нью-йоркский альбом, к слову). Но, в отличие от дебюта, это не сборник ударных dance-punk треков, а именно что цельное полнометражное произведение — относительная редкость для танцевальной музыки.
На «Sound Of Silver» на 100% воплощен фирменный для LCD Soundsystem дух старой школы. Тут слово Питчфорку: «[Мерфи] одержим аналоговым звучанием и отвращением к софту, что отражено на Sound of Silver. Будучи крайне далеким от компрессированной, высокочастотной и перепродюсированной парадигмы, охватившей электронную музыку в последнее десятилетие, Sound Of Silver звучит глубоко, широко и полнокровно».
Итого: идеальнейший танцевально-рокерский гибрид и по-настоящему зрелый альбом, который разошелся на многочисленные цитаты, ремиксы и музыкальные заимствования. Instant, так сказать, classic — шедевр, который вопреки опасениям Мерфи, был признан сразу же. Он и нулевые были созданы друг для друга.
[так, кажись я нащупал предел в 4 тысячи знаков для поста в Телеграме, так что окончание и ссылка — ниже]
2017-03-12 20:12:32
Я обещал, что не буду слишком сильно докучать обновлениями в этом канале (то есть, это даже его selling point), но месячный перерыв это слишком. Стыдно сказать, пропустил 25-летний юбилей «Selected Ambient Works 85–92», например. Сегодня ничего такого великого не случилось, зато 20 лет назад, 3 марта 1997 года, вышел наиболее инновационный и самый провальный альбом U2 «Pop». Вещь, на самом деле, любопытная.
Ожидание:
Девяностые прошли для U2 под знаком переосмысления своего звучания. Начали за здравие: первые эксперименты на записанном в Берлине на фоне объединения Германии триумфальном «Achtung Baby» (1991) и в меру электронное звучание на «Zooropa» (1993), который хоть и был принят некоторыми поклонниками настороженно, получил Grammy в категории «лучший альтернативный альбом». Через пару лет U2 стали готовить публику к логическому и амбициозному завершению этой условной трилогии. В качестве продюсеров рекрутировали Flood (как и на «Zooropa») + модного шотландского электронщика Howie B. Свой вклад в альбом последний описывал так: «I gave the band a direct line into club culture and freestyle DJing». В многочисленных интервью музыканты охотно рассуждали про re-invention своего саунда; говорили про лупы, сэмплы, драм-машины, секвенсоры и скретчи. Гитару Эджа пропускали через многочисленные эффекты, бас-гитару сделали похожей на синтезаторный басс, все по феншую. Завели в 1997 году специальный сайт, транслирующий все предстоящие концерты онлайн. На выходе все ждали если и не рейв, то как минимум рок-музыку будущего. В подтверждение амбиций шесть песен с альбома (рекорд для U2) были выпущены в виде синглов .
Реальность:
Если кто-то из отъявленных фанатов U2 сумеет вспомнить названия всех шести, то разве что благодаря тому, что все они были впоследствии перезаписаны. Сегодня ни одну из них группа на концертах не исполняет. Был там и вполне себе выдающийся хит с говорящим названием «Discotheque» и роскошным гитарным риффом, но самоироничным U2 изображающим Village People слушатель сказал «не верю», а главное — они и сами не поверили в этот перезапуск. Что-то сразу пошло не так: мегаломанский гастрольный тур PopMart был запланирован заранее еще на конец 1996 года, но окончание записи альбома несколько раз откладывалось (сильно залипли на стадии студийного сведения и мастеринга треков, потом Эдж будет жалеть об этом:«если запись никак не получается смикшировать, значит с ней что-то не так»). U2 не успели толком все отрепетировать и на премьере в Лас-Вегасе сбились на середине песни «Staring at the Sun» и переиграли ее заново. Турне сопровождалось техническими накладками: в Осло группа не сумела эффектно выйти на сцену из раскрывающегося гигантского лимона, потому что он не раскрылся. Из-за отсутствия достаточного количества спонсоров средняя мировая цена на билет была $50 (во время Zoo TV Tour — $25). В центральных штатах США многие концерты не были распроданы. Фильм о студийных сессиях записи «Pop», показанный на ABC, получил самые низкие рейтинги среди неполитических программ в истории телеканала. Продажи альбома в США были соответствующие, хуже выступил в свое время только дебютный «Boy». Характерный отзыв журналиста: «U2 and techno don't mix any better than U2 and irony». Есть какая-то закономерность в том, что декларируемый стеб над консумеризмом и поп-культурой, заложенный в концепцию альбома и турне, вылился в некоторый провал.
Все, конечно, относительно. Понятно, что тысячи групп мечтали бы быть столь же «неуспешны». В конце-концов, на стадионе в итальянском Реджо-нель-Эмилия был установлен рекорд того времени по количеству людей на сольном концерте: 150000. Или вот Элвису Костелло альбом понравился. Но для U2 это был провальный год, и впоследствии они просто сделали вид, что такого альбома не существует — в этом году они отмечают другой юбилей: 30-летие «Joshua Tree».
U2 попытались примолодиться и подчинить себе современные тренды, но обломались. Вместо того, чтобы (как Дэвид Боуи месяцем раньше) смело шагнуть в будущее, они увязли в компромиссах между традиционными ценностями и чем-то новомодным. На следующе
2017-03-03 22:32:43
Если телеграм в пятницу вечером читают так же, как фейсбук, то я опоздал, и все-таки: в этот день 20 лет назад вышел «Earthling» (или, если по феншую, «EART HL I NG») — самый мощный, динамичный и агрессивный альбом Дэвида Боуи. Первый за 23 года, который он спродюсировал сам (вместе с партнером по Tin Machine Ривсом Гэбрилсом). Может быть, ему надоел звуковой диктат продюсера — на предыдущем «Outside», где он начал всерьез экспериментировать с электронным звучанием, Брайан Ино, например, не дал ему использовать гитару, как тот хотел. Замысел был такой: нарезать гитарных рифов, засэмплировать их и играть партии с клавиш. На «Earthling» Боуи реализовал задуманное. Здесь он также оживил (и превратил в хит with a little help from Nine Inch Nails) отложенную при Ино на полку (хотя написанную вместе с ним) песню «I’m Afraid Of Americans». Так или иначе, начиная с этой записи Боуи все продюсировал сам. Вот только последующие альбомы вызывали уже ощущение депеш мод — выпускает новые, и слава богу. «Blackstar», конечно, стоит особняком, но смерть Боуи это вовсе не то, о чем я хотел поговорить, я хотел поговорить о самом крутом, без оглядки на обстоятельства, альбоме позднего Дэвида Боуи.
Хотя тут, конечно, есть разные мнения. Одни посчитали, что дедушка (ему как раз только стукнуло 50) заигрался в техно. Другие (и я, конечно, в их числе) думают, что «Earthling», закрывающий условную «электронную трилогию», это последний альбом, когда Дэвид Боуи воспринимался как актуальный современный музыкант. Если на «Black Tie White Noise» и «Outside» он, можно сказать, тренировался, то здесь просто взял да и превратил индастриал и драм-н-бейс в мейнстрим. Энтузиазму, с которым он бросился на новые тренды и переварил их, можно только аплодировать. За это, в том числе, мы его и любим.
Это касается не только содержания, но и формы. Тут же Дэвид Боуи стал первым известным музыкантом, выпустившим сингл в виде файла для скачивания онлайн — это была песня «Telling Lies» (1997 год, напомню).
Эти и другие технологические новшества никак не отменяют глубоко личный характер альбома. Рассказывая о нем журналу Q, Боуи едва ли не впервые всерьез высказался о своем отношении к религии: «Думаю, общее между всеми этими песнями — моя постоянная потребность метаться между атеизмом и определенным гностицизмом. Я все время нахожусь между этими двумя вещами, потому что они многое значат в моей жизни. Церковь никоим образом не присутствует ни в моем творчестве, ни в моих мыслях. У меня нет никакой эмпатии по отношению к организованной религии. Что мне нужно, так это найти баланс, в духовном смысле, между тем тем, как я живу, и тем, как я умру. И этот период времени — от сегодняшнего дня до моего ухода — это единственная вещь, которая меня зачаровывает».
Ах ты черт, все-таки о смерти получается. Впрочем, как сказал его другой долговременный друг, коллега и продюсер Тони Висконти, «его смерть не отличалась от его жизни». Судя по альбому «Blackstar», Дэвид Боуи баланс в итоге нашел. RIP, Starboy, и спасибо за «Earthling» — еще один большой подарок мировой музыке.
https://www.youtube.com/watch?v=J3GYLP_oJFc
2017-02-03 20:31:05