Из диалога с клиентом о маркетологе.
Клиенту (владельцу и директору в одном лице) хочется найти коммерсанта, на которого он возложит все, что связано с продажами. После нескольких попыток найти руководителя отдела маркетинга (всякий раз что-то не срасталось) владельцу хочется взять рядового маркетолога, завести его под руководителя отдела продаж и избавиться таким образом от проблемы.
Когда я был генеральным директором, главный маркетолог в компании всегда подчинялся напрямую мне, и никогда - руководителю продаж, как бы он ни назывался. Грамотный маркетолог - независимый источник информации для директора. Если он подчиняется продажам, то быстро превращается в инструмент для оправдания ошибок в продажах. Любые рыночные данные в таком случае трактуются в пользу отдела продаж. И не потому, что отдел продаж состоит из одних негодяев. Просто невозможно представить, чтобы маркетолог, подчиняющийся директору по продажам, докладывал генеральному директору, то есть боссу своего босса, что его начальник пытается занизить план продаж на следующий квартал. А независимый маркетолог, при правильном подходе к штанге в расстановке сил в компании - может.
Но это чисто практическое соображение. А на самом деле во многих бизнесах функция маркетинга как минимум не менее важна, чем продажи, а в целом ряде - важнее продаж.