Канал о современной русской литературе
Поделиться с друзьями:
Еще слово о классике. Прочитала «ОБРЫВ» ГОНЧАРОВА: роман, который он писал почти двадцать лет и закончил в 1869 году, полтора века назад. Удивилась, как точно он описывает душу человека, который и талантлив, и добр, и хотел бы изменить мир, да силенок не хватает. За что не возьмется – все эскиз и зарисовка, не доживающие ни до картины, ни до романа. Увидела себя, смеялась сквозь слезы.
Если вы, со школьной скамьи запуганные Обломовым и «обломовщиной», боитесь читать Гончарова, потому что «скучно» и нечего читать про то, как кто-то пятьсот страниц подряд лежит на диване, возьмите себя в руки и прочтите «Обрыв». Роман динамичный, с неожиданными сюжетными поворотами, с колоритными, до последнего штриха прописанными героями. Несмотря на внушительный объем, текст настолько концентрированный, что и слова не выбросишь. Двадцать лет работы даром не прошли.
Вот несколько понравившихся мне цитат, по обыкновению:
***
Все более или менее обманулись в мечтах. Кто хотел воевать, истреблять род людской, не успел вернуться в деревню, как развел кучу подобных себе и осовел на месте, погрузясь в толки о долгах в опекунский совет, в карты, в обеды.
Другой мечтал добиться высокого поста в службе, на котором можно свободно действовать на широкой арене, и добился места члена в клубе, которому и посвятил свои досуги.
Вот и Райский мечтал быть артистом, и все «носит еще огонь в груди», все производит начатки, отрывки, мотивы, эскизы и широкие замыслы, а имя его еще не громко, произведения не радуют света.
Один Леонтий достиг заданной себе цели и уехал учителем в провинцию.
***
Тайна уменья жить – только тайна длить эти периоды, или, лучше сказать, не тайна, а дар, невольный, бессознательный. Надо жить как-то закрывши глаза и уши – и живется долго и прочно. И те правы, у кого нет жала в мозгу, кто близорук, у кого туго обоняние, кто идет, как в тумане, не теряя иллюзий!
***
«Уменье жить» ставят в великую заслугу друг другу, то есть уменье «казаться», с правом в действительности «не быть» тем, чем надо быть. А уменьем жить называют уменье – ладить со всеми, чтоб было хорошо и другим, и самому себе, уметь таить дурное и выставлять, что годится, - то есть приводить в данный момент нужные для этого свойства в движение, как трогать клавиши, большею частию не обладая самой музыкой.
***
Но дела у нас, русских, нет, - решил Райский, - а есть мираж дела. А если и бывает, то в сфере рабочего человека, в приспособлении к делу грубой силы или грубого уменья, следовательно, дело рук, плечей, спины: то дело вяжется плохо, плетется кое-как; поэтому рабочий люд, как рабочий скот, делает все из-под палки и норовит только отбыть свою работу, чтобы скорее дорваться до животного покоя. Никто не чувствует себя человеком за этим делом, и никто не вкладывает в свой труд человеческого, сознательного уменья, а везет свой воз, как лошадь, отмахиваясь от какого-нибудь кнута.
***
Нельзя наслаждаться жизнию, шалить, ездить в гости, танцевать и между прочим сочинять, рисовать, чертить и ваять. Нет, - горячо и почти грубо напал он на Райского, - бросьте эти конфекты и подите в монахи, как вы сами удачно выразились, и отдайте искусству все, молитесь и поститесь, будьте мудры и, вместе, просты, как змеи и голуби, и что бы ни делалось около вас, куда бы ни увлекала вас жизнь, в какую яму ни падали, помните и исповедуйте одно учение, чувствуйте одно чувство, испытывайте одну страсть – к искусству!
2019-08-08 11:49:22
АУДИОКНИГА В ДОРОГУ: «КВАРТАЛ» ДМИТРИЯ БЫКОВА
Дмитрий Быков в представлении и рекламе не нуждается. Он – поэт, писатель, колумнист, педагог, литературовед и прочая, прочая, прочая. «Человек, который пишет быстрее, чем я читаю», - так охарактеризовал Быкова мой университетский преподаватель по зарубежной литературе. И тут же добавил: пишет очень и очень неплохо.
Его книгу «Квартал. Прохождение» я слушала в аудиоверсии в исполнении автора. И вам советую. Если вы проводите в дороге на работу и обратно примерно по два часа в день, Быков целую неделю будет скрашивать ваш путь байками, остротами, рассказами о (своей) жизни.
Жанр книги определить непросто. Это и не роман, и не сборник рассказов, и не мемуары, хотя к последним «Квартал» тяготеет больше всего. Но Быков не был собой, если бы просто написал мемуары. Во-первых, их никто не читает. Во-вторых, и писать их скучно. То ли дело подать размышления о смысле собственной жизни и жизни близких людей под видом практического пособия по привлечению денег. «Деньги всем нужны, авось и прочитают», - рассуждает, хихикая, рассказчик. Именно поэтому «Квартал» во всех рубрикаторах относят к книгам по личностному росту и самосовершенствованию. Но это не больше, чем шутка, ухмылка Быкова сквозь усы.
«– Как вы сами определяете жанр «Квартала»: это роман в непривычной форме, лирическая поэма, пародия на учебники жизни, эзотерический трактат, религиозная литература?
– Перечисленные вещи не кажутся мне взаимоисключающими. Толстой о «Войне и мире» – простите за аналогию – говорил: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». Так вот: это роман, еще более поэма, еще более учебник жизни и пародия на него, а нерелигиозной литературы не бывает так же, как и безадресной молитвы. Впрочем, там есть жанровое определение, которое меня вполне устраивает. «Квартал» – это прохождение. Солюшин, проще говоря».
Вот как «скромно» говорит автор о жанре своей книги в фейковом интервью «Снобу», предваряющем основной текст. Автор в этом интервью тоже «фейковый», кстати. В том смысле, что Быков здесь примеривает на себя маску этакого гибрида Дейла Карнеги с Михаилом Лабковским и вещает о том, почему вы должны его книгу непременно прочитать, предварительно купив ее в трех (!) бумажных экземплярах. Посмеивается Дмитрий Львович и над тем, как работает наша книжная индустрия, и над авторами психологических бестселлеров, и над самим собой, естественно.
А вообще, книга о том, как меняемся мы сами, наши взгляды, мечты. И вот двор, казавшийся в детстве целым миром, оказывается просто старым двором, а бесконечные колхозные поля, простиравшиеся сразу за ним, оказываются застроены десятками новых улочек, по которым бегают десятки незнакомых мальчишек и девчонок. И тебя они с собой играть не зовут.
«Тихи июльские ночи, даже собаки не брешут. Пик лета, с которого начинается спуск вниз. Этот спуск едва обозначается, как первая звезда около девяти вечера: играешь в бадминтон, задираешь голову, чтобы отбить волан, и видишь, как в серо-фиолетовом небе мерцает голубая точка. И с соседнего участка пахнет цветущим табаком. Вот тогда и понимаешь, что ничего этого не будет больше никогда».
Быков то и дело вставляет в текст такие красивые, полные ностальгии отрывки в духе то ли Трифонова, то ли Полякова. А потом будто бы сам себя одергивает, говоря, что это, к примеру, лишь текст, который читатель должен перепечатать на компьютере в качестве одного из шагов к самопознанию и самосовершенствованию. В итоге «Квартал» превращается в этакого литературного «ежика» с торчащими во все стороны иголками-мыслями: и двух параллельных не найдешь. А ежик, тем не менее, мил, добродушен и заставляет улыбаться наблюдающего за ним.
Слушать, а не читать «Квартал» стоит именно потому, что озвучил книгу сам Быков. Он расставляет эмоциональные ударения, смеется, нагнетает атмосферу так, как не сделал бы этого ни один актер. И это авторское прочтение добавляет и без того необычной, доброй и занимательной книге еще больше шарма.
2019-07-26 10:39:51
"Человек изумляется жизни, потому что принимает ее за фальшивый коммерческий нарратив: в нулевых жили вот так, в десятых эдак, поколение перемен, поколение других перемен, Ельцин, Шмельцин, айфон, фейсбук, Путин, телеграм, вокзал, почтамт, айфон. Тренды. Шерри-бренды, как выражался Мандельштам.
Но в реальности ведь никаких трендов нет. Они существуют только в свежих твитах стилистически продвинутой моркови. А в реальности - что? Шум в левом ухе, блик на окне, яйцо, вот, извиняюсь, чешется. Ну или большая половая губа, если нашему грозному времени это так важно. Мысль про школу, мысль про лето, мысль про платежи. Ноет скула, скоро ужин. И все прошло, уже навсегда прошло".
Виктор Пелевин, "Тайные виды на гору Фудзи".
2019-07-18 09:08:46
Нашла для вас отличный вариант книжки в отпуск: и читать легко, и взять в руки не стыдно.
https://telegra.ph/KNIGA-V-OTPUSK-LYUDMILA-PETRUSHEVSKAYA-STRANSTVIYA-PO-POVODU-SMERTI-07-16
2019-07-16 11:54:17
«Самовар очень пригодился, и вообще самовар есть самая необходимая русская вещь, именно во всех катастрофах и несчастиях, особенно ужасных, внезапных и эксцентрических»
«Сапожность процесса пугала меня. Впрочем, действительность и всегда отзывается сапогом, даже при самом ярком стремлении к идеалу, и я, конечно, это должен был знать».
О МУКАХ ПИСАТЕЛЬСТВА:
«Может, я очень худо сделал, что сел писать: внутри безмерно больше остается, чем то, что выходит в словах. Ваша мысль, хотя бы и дурная, пока при вас, - всегда глубже, а на словах – смешнее и бесчестнее».
«А! и ты иногда страдаешь, что мысль не пошла в слова! Это благородное страдание, мой друг, и дается лишь избранным; дурак всегда доволен тем, что сказал, и к тому же всегда выскажет больше, чем нужно; про запас они любят».
P.S. Если у вас вдруг возникло непреодолимое желание вспомнить, кто такой Версилов, а кто – Верховенский, кто – Стебельков, а кто – Смердяков, загляните на сайт https://www.fedordostoevsky.ru/works/characters/. Прекрасный каталог всех героев Достоевского с подробным описанием роли каждого персонажа в произведении, с цитатами из текста. Там же находится обширная библиотека исследований жизни и творчества Достоевского. Все устроено понятно и разумно, сайт адаптирован для мобильных устройств.
2019-07-13 09:43:06
Пока я готовлю список интересных цитат из "Подростка" Достоевского и рецензию на книгу Пелевина "Тайные виды на гору Фудзи", почитайте интересную историю о том, "из какого сора" растут романы и какое невероятное везение нужно, чтобы они нашли своего читателя.
2019-07-10 11:47:13