Рабочие заметки кошаче-собачьего психолога. Иногда смешно, иногда занудно
Поделиться с друзьями:
#лекции
Моя новая лекция, на этот раз про социальное поведение животных. Вы узнаете, что первично - социальность или иерархия, почему нельзя доминировать над котом, как влияют на животных отношения между людьми и как использовать социальное научение для коррекции поведенческих проблем.
https://m.youtube.com/watch?v=WCRIofaTmWM
2021-05-28 14:11:02
#зоо_книжнаяполка
Раз уж Меня Часто Спрашивают, как кошки и собаки находят дорогу домой за десятки и сотни километров (спойлер: никто до конца не знает), рекомендую книгу Дэвида Барри "Супернавигаторы: о чудеса навигации в животном мире". Там, правда, не очень много о кошках и собаках, зато охвачены животные, о навигаторских способностях которых вы вряд ли когда-нибудь задумывались: от медведей до питонов. И, конечно, насекомые, рыбы и птицы. Вы узнаете про клетки, (предположительно) содержащие магнетит и взаимодействующие с геомагнитным полем Земли, про когнитивные карты и "нейроны места", отвечающие за навигацию. Вывод, конечно, в том, что наука всё ещё далека от разгадки всех этих механизмов. Признаюсь, не все из представленных в книге теорий я могу аргументированно оценить - возможно, чтобы понять, как животные ориентируются на местности, нужно самому уметь на ней ориентироваться)
2021-05-27 14:26:06
Доступ к контенту (документы, файлы, аудио, видео, изображения) возможен только в приложении Телеграм.
2021-04-27 17:56:16
#лекции #зоо_книжнаяполка #породы
И материалы к теме:
Тема 5. ПОРОДЫ И ВРОЖДЁННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОБАК И КОШЕК
Литература:
1) Любой большой атлас пород собак (кошек). Именно печатное издание, они лучше всего подходят, чтобы начать ориентироваться в породах - сайты в этом плане гораздо менее наглядны. Выбирайте те, где породы сгруппированы (либо по классификации FCI, либо на охотничьих и служебных (+декоративные/компаньоны) с выделением подгрупп. Это гораздо лучше, чем когда породы просто перечислены по алфавиту.
Пример хорошей энциклопедии пород - "Собаки мира" под редакцией Северцова, "Собаки. Большая энциклопедия" Верхуф-Верхаллен. И не пугайтесь разнице в написании названий пород - шипперке/схипперке, као де эштрела/као де эстрела и т. д. Как правило, на кинологическое качество изложения материала это не влияет)
2) Книги об отдельной породе или группе пород. Примеры хороших работ: "Борзые" И. и Э. Шритт, "Среднеазиатская овчарка" Е. Мычко, "Пудель" М. Сотской, "Афганская борзая" о'Миллер и Гилберта, "Пастушьи охранные собаки: поведение, воспитание, тренировка" М. Кордт. Хорошую книгу о породе от плохой можно отличить по уровню погруженности автора в историю породы, происхождение разных линий разведения в его стране, генетику желательных и нежелательных признаков, историю стандарта (сколько раз менялся и в какую сторону, по какому образцу был написан). Говоря о содержании, воспитании и дрессировке, хороший породник легко выделяет общее для всех собак и специфичное для конкретной породы/нескольких близких пород. Если книга представляет собой брошюрку с двумя страницами из истории породы, перепечатанным без комментариев стандартом, красивыми картинками без пояснений, что это за собака и какую черту экстерьера/поведения фото должно иллюстрировать, а оставшееся место занято однообразными советами "как приучить щенка писать на пеленку" (без всяких авторских уточнений, какое отношение это имеет к породной специфике), она вам не нужна. Дополнительный плюс хорошей книги о породе - автор, как правило выдающийся заводчик с большим опытом, представляет в ней свой подход к породе. Если он вам понравится, постарайтесь связаться с автором - возможно, вы сможете приобрести у него щенка или рекомендацию, какие питомники он советует.
3) Доминик Гийо, "Люди и собаки", глава про породы. Пример критической по отношению к породам и племенному разведению позиции. Можно не соглашаться, но ознакомиться с аргументами стоит.
Видеолекции:
1) "Собачье дело", лекция о породах
https://youtu.be/BVHle_a6zKY
2) "Собачье дело", очень полезная лекция про аборигенные породы - "Собаки, которые не умеют прощать" (название не надо понимать буквально 😆)
https://youtu.be/76pWVl4ukGU
2021-04-27 17:55:23
#лекции
Наконец запись лекции, анонсированной в прошлом посте. С ней вышло смешно и досадно. В первый раз забыли включить запись. Решили повторить, и вот из-за помех с интернетом получилось такое низкое качество( Не знаю, можно ли что-нибудь понять, но хотя бы презентация видна.
https://youtu.be/m6FqiS2jnu4
2021-04-27 17:48:20
#лекции
Новая лекция (о породах) уже завтра. Можно присоединиться в зуме (напишите организаторам по ссылке) в 12:00 по Москве и задать мне любые интересующие вас вопросы)
https://vk.com/wall415134075_1708
2021-04-16 15:59:18
#лекции #дрессировка #бихевиористика #оперантноенаучение
Новая лекция. Самая длинная из цикла (пока), и все равно часть информации не влезла... Например, про доминирующий очаг возбуждения. Распихаю потом по другим темам. Наслаждайтесь!
https://m.youtube.com/watch?v=ElwSTSpjnms&t=431s
2021-04-12 12:12:10
#оперантноенаучение #бихевиористика #дрессировка #зоо_книжнаяполка
Литература к предыдущей лекции.
Тема 3. ДРЕССИРОВКА И ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ
Литература:
1)Карен Прайор, Не рычите на собаку.
Не только о собаках, о самых разных животных, включая людей. Это обязательно нужно прочитать и иногда перечитывать, чтобы понять основные принципы оперантного научения (дрессировки) и возможности их применения в жизни. Особенно ценно, что там есть примеры устранения нежелательного поведения максимальным числом способов (от подкрепления альтернативного поведения до привязать нежелательное поведение к команде и перестать давать команду). Как минимум один из них должен сработать, а если нет - помните, что это только малая часть, учитывая возможности за пределами оперантного научения.
2) Настя Бобкова, Надя Пинарева, - Гладь, люби, хвали.
Про собак и положительное подкрепление (но не только).
Видео:
https://m.youtube.com/watch?v=LcPmuXLol7A
Вводное про дрессировку кошек
https://youtu.be/rUpEWRAi28c
Оперантное научение
2021-04-03 12:22:42
Отучаем тянуть с нуля (точнее, из состояния взбесившегося паровозика).
- Тянет - останавливаемся, зовём по имени.
- Когда перестаёт тянуть, оглядывается и немного возвращается - хвалим и продолжаем движение.
Приходится повторять так часто, как тянет, но уже к концу прогулки гораздо быстрее перестаёт тянуть и оглядывается, не дожидаясь оклика.
Интонацию здесь использую напряженно-удивленную, это лучше привлекает внимание, чем строгая или ласковая. Для тревожных собак используйте просто удивленную.
Амуниция на видео неподходящая (нужна шлейка), но это не мой выбор
2021-03-30 18:44:34
"Однако собаки могут потеряться или убежать. К «группе риска» относятся необученные собаки, а также кобели, наткнувшиеся на запах «таинственной и прекрасной незнакомки» (значительно реже - суки, находящейся в состоянии течки) и собаки со слабой нервной системой."
Как прекрасно иногда запутаться в согласовании... Я долго соображала, что это за незнакомка такая, которая для кобелей привлекательнее течной суки😆
2021-03-29 12:10:06